Обратите внимание: материал опубликован более чем двенадцать лет назад

Живой привет из XIX века

Живой привет из XIX века
6 апреля в зале Латышского центра культуры признавалась в любви к малой родине фольклорная группа Svatra. Презентация нового альбома Seši reiti nedeļа, насыщенная латгальскими народными песнями и танцами, музыкой с привлечением народных инструментов, завораживала.

В переводе с латгальского Svatra – «Предчувствие». В данном случае предчувствие того, что если не растерять свои корни, язык, песни и танцы далеких предков, живших веками на этой земле, Латгалия возродится, расцветет.


Группа Svatra заявила о себе в 1994 году. У истоков фольклорного коллектива стояла Сармите Тейване, которая преданно служит ему и сегодня. В 1990-е в фольклорной группе танцевало около 30 человек, это были дети от 9 до 16 лет. Но шло время, и те дети выросли, каждый пошел своим путем – состав коллектива поменялся. Сегодня 20 его участников взрослые люди – 6 пар танцуют, остальные поют.


– Титульная песня презентуемого альбома – одноименная с его названием «Шесть утр в неделю». Это благодарность утренним часам шести рабочих дней, седьмой день недели предназначался для Бога и души. Песня напоминает о том, чем приходилось заниматься женщине в деревне. По большому счету это женская песня. Одно утро крестьянка молола зерно, второе – месила тесто, третье – просевала муку… – рассказывает С. Тейване. – Человек заранее определял объем работ на день. И утро вечера было мудренее. Как утро начнешь, так и день пройдет, – говаривали наши предки. Утром старались сделать самые важные дела, к вечеру темп работы постепенно замедлялся. И в этом тоже была мудрость. Сегодня все по-другому. Человек часто не знает, когда у него аврал наступит – потерян правильный ритм. Наш первый диск (2008) Lobreitņ, reitа agri («С добрым утром, утром ранним!») тоже посвящался утру. Так что второй альбом, в который вошло 20 произведений, продолжает эту тему. В новом альбоме собраны латгальские песни из репертуара коллектива, однако главный акцент сделан здесь на народную музыку, сопровождающую старинные народные танцы. Эти кадрили и ланцеты (ланцеты основывались на принципах кадрили и исполнялись в связи с важными событиями в жизни семьи или деревни) воспринимаются живым приветом из XIX века. В таких танцах обычно присутствовало от четырех до шести музыкальных частей. Таким образом, в одном танце звучало несколько музыкальных тем. И в этом уникальность! К сожалению, кадрилей и ланцетов до нас дошло очень мало – народу с течением времени становилось затруднительно вспоминать все эти музыкальные темы и танцевальные движения.

 

Исполняя кадриль в период толоки, наши предки свято верили, что этот танец способствует лучшему урожаю, плодородию. Те, кто знал, показывали движения, кто не знал – повторяли. Кадрили часто заимствовали свои названия из названия той деревни, в которой они танцевались. Например, Берзгалес кадриль, Aулеяс жеперс кадриль… В советское время люди привыкли к авторским сценическим постановкам танцев, но и они содержали в своей основе элементы фольклорного танца. Если постановочные танцы, подразумевающие конкретного автора, непременно предусматривают окончание, то у народного танца окончания нет. В начале народного танца участники становились в большой круг, символизируя тем самым мир со своим психологическим настроем, со своим особым отношением друг к другу, чувством локтя, если хотите… И только после этого можно было браться за общее дело – круг разделялся на пары. Символика круга характерна для разных народов: все в жизни движется по кругу – и христианские праздники, и утренний восход солнца, и жернова имеют свой круг. Все, что по кругу, важно. Это народная философия. Иногда человек забывает уделить чему-то или кому-то внимание, и тогда из этой круговерти исчезает нечто существенное. Но через определенный период нам предоставляется возможность исправить ситуацию, надо только постараться не упустить момент, – объясняет Тейване.


Группа энтузиастов BIĻDIS на песню Seši reiti nedeļа сняла видеоклип в Аглонском музее хлеба, который был показан перед началом фольклорного представления в ЦЛК. Просмотр сопровождался угощением зрителей аглонским же хлебом с медом, выпеченным традиционно, без всякой химии. А потом зазвучали латгальские мелодичные песни, заиграли-заговорили кокле, скрипка, флейта, аккордеон… Пустились в пляс парни и девушки. Костюмы народные – сплошной лен, пояса узорчатые, кружева тонкие…