Как наживаются на европроектах15
Началось все с того, что житель микрорайона Ругели Иван Парфенович увидел свернувший в лес груженый самосвал. Один из активных противников строительства линии по сортировке мусора в черте города, он не раз подчеркивал в своих выступлениях: горожане против размещения вредного производства рядом с жилыми домами, а то, что всем нам пора цивилизованно обращаться с отходами, – бесспорный факт. Если и дальше будем захламлять все вокруг, – уже следующему поколению придется жить на свалке.
Человек с такой активной гражданской позицией не мог ни заинтересоваться, с чего бы вдруг глыбы старого асфальта везут в лес? Иван вытащил мобильный телефон и начал видеосъемку. Кино оказалось занимательным. Сразу несколько машин вывалили куски асфальта прямо в зеленой зоне. Заметив постороннего, водители попытались его прогнать. Но Парфенович все-таки зафиксировал номера грузовых автомобилей. После чего вызвал на место происшествия и экологов, и полицию.
– Удивительно, но сотрудники службы окружающей среды оказались удивительно нелюбопытными, – поделился Иван Парфенович. – И времени у них нет, и транспорта, возможно, через пару дней заглянут на указанное место. Когда все-таки уговорили их съездить и посмотреть, что же происходит в Ругельском лесу, то экологи категорически отказались что-либо комментировать. А происходит там нечто странное.
В этом убедились и журналисты компании DAUTKOM. На их глазах в лес свернули очередные самосвалы. То есть дело поставлено на поток. На этом месте лежат груды выгруженного строительного мусора. Естественно, разрешения на захоронение вредных отходов никому не выдавалось.
– В этом дорожном покрытии содержится большая доля битума, – сообщил эксперт по вопросам охраны среды Марек Свенч. – Такие вещества требуют особых условий захоронения и переработки. Понятно, что они отравят и почву, и воду.
Но проблема оказалась еще более глубокой, причем в буквальном смысле слова. Старый асфальт и другие стройматериалы выгружали в лесном овраге. Судя по рельефу местности, он заполнен уже метров на пятнадцать. Сгружают, потом бульдозер присыпает землей, и можно гнать сюда следующие самосвалы. Так что если бы наши доблестные экологи приехали в лес через пару дней, не исключено, что они бы ничего не увидели. И Ивану Парфеновичу пришлось бы долго доказывать, что это документальный, а не художественный фильм и что кадры сделаны в Даугавпилсе, а не в соседнем районе.
Итак, откуда отходы? С дороги, вестимо. Как рассказал руководитель Даугавпилсского управления коммунального хозяйства, виновной оказалась строительная фирма Latgales ceļdaris, которая осуществляет ремонт даугавпилсских дорог в рамках европейского проекта. Фирма получила разрешение на вывоз грунта. Землю и песок действительно можно высыпать в овраг. Но вот заполнять лес срезанным с дороги асфальтом категорически возбраняется. По европейскому проекту предусмотрены и расходы на утилизацию старого асфальта. А если тоннами выгружать его в лесу, то можно очень неплохо заработать – только на этом. Конечно, сейчас все говорят, что это единичный случай. Не исключено, что свалят все на водителей, которые почему-то вместо свалки поехали в Ругельский лес. Но каковы истинные масштабы воровства на подобных европейских проектах? Чем заполнен овраг? И сколько таких оврагов? Что в них закопано? По документам в микрорайоне Ругели есть и база для временного хранения промышленных отходов, в том числе канцерогенного шифера. Потом эти отходы должны были переработать. Не собираем ли мы грибы и ягоды, выросшие на месте опасных свалок?
По данному факту полиция начала административное дело. Фирме грозит штраф в 2000 латов. Конечно, придется и убрать тот асфальт, который сейчас лежит в лесопарковой зоне. Эти расходы явно меньше сэкономленной суммы.
Но адвокаты и члены общественной организации DPSI Марек Свенч и Иван Парфенович намерены просить о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества. Документы будут поданы и в Латвийское агентство инвестиций и развития, которое контролирует реализацию европейских проектов. Кстати, и Ивана Парфеновича, и журналистов городские чиновники уже упрекнули в том, что они не любят город, ведь в итоге расследования могут возникнуть проблемы с очередным европейским проектом. А самоуправлению и так придется возвращать европейские деньги за ремонт, выполненный фирмой Gаdиba. То есть тот, кто отравляет нашу землю и нас с вами, – город любит? А тот, кто ворует, – просто обожает родной край?
Пока не докопаемся до правды, пусть даже зарытой на дне оврага, ничего не изменится.