«Осень халасо»
Вообще-то Сергей живет в Шанхае, хотя последние годы, по его словам, он живет везде, иногда меняя города каждый день, иногда – задерживаясь в них чуть дольше. Проект «Кругосветка без кошелька» начался весной 2011 года. И, может, ничего бы не случилось, если бы не группа китайских студентов, которым Баловин преподавал живопись в Воронежском пединституте. Студенты были еще те раздолбаи, кроме одного прилежного ученика Лю Гана. Лю Ган шесть лет жил в России, говорил по-русски и часто повторял фразу «осень халасо». Она вполне полно отражала его мировосприятие. Лю Ган познакомил Сергея с одним китайским художником, обещавшим организовать выставку Баловина в китайской провинции. Взамен Сергей организовал его выставку в Воронеже. Однако внезапно китайский художник исчез, Баловина «передали» другому китайцу в еще более глухой провинции. Там российского художника встретили как дипломата, выделили машину с шофером, поселили в пятизвездочном отеле. Сказали «осень халасо» и объяснили: не надо авангарда, надо минимум 60 пейзажей в классическом стиле. Ну, как у Серова или Левитана. И не нужно рисовать Китай, лучше … Россию. Вкалывал Сергей сутками, русские пейзажи писал по памяти, живя в Поднебесной. Отнесся к этому как к увлекательной игре. Вместо 60 нарисовал 100. Выставка имела ошеломительный успех, картины моментально раскупили. Сергей вернулся в Россию с мешком денег и быстро замутил еще одну выставку в Китае. Снова успех, снова немалые деньги.
И тогда он решил перебраться в Шанхай, там снял огромную квартиру, деньги быстро потратил. Следующие выставки уже успеха не имели. «Да ну их, эти деньги», - как-то подумал художник. С ними столько проблем. Когда нет, думаешь, где достать. Когда есть, хочешь сохранить и даже приумножить. Можно жить и без них. Так появилась идея «Натурального обмена»: Сергей рисовал за мебель для квартиры, предметы обихода, одежду, еду. Чтобы оплачивать аренду жилья, стал проводить с друзьями в квартире вечеринки для многочисленных русских, обитающих в Шанхае. «Нехорошая квартира» (вспомните роман Булгакова) стала одним из центров культурной жизни города. Входной «билет» на тусовку стоил 100 юаней (около 12 евро), гости приносили с собой еду и напитки. Было весело. И деньги шли лишь на оплату аренды, в остальном без них жилось неплохо.
«В какой-то момент я понял, что нельзя существовать от вечеринки до вечеринки, это ведет к застою. Я оставил квартиру друзьям и отправился бродить по миру», - рассказывает художник. За два года Сергей побывал практически во всех европейских странах. Визу в США пока не удалось получить, но можно будет попытаться еще. В Даугавпилс Баловин приехал из Минска, его пригласила Виолетта Орлаускайте, живущая сейчас в Лондоне, но не забывающая о культурной жизни родного города. Из Даугавпилса Сергей отправится в Ригу, там он планирует провести несколько дней («Будет что-то грандиозное», - написал он в своем блоге), далее – Пярну (Эстония), затем Кавказ и Средняя Азия, а зимовать Баловин планирует на юге Индии.
Портрет бабочки
В ходе «Натурального обмена» и «Кругосветки без кошелька» Сергей нарисовал тысячи портретов. Он старается делать два рисунка: один оставляет себе, другой отдает тому, кого рисовал. Иногда, когда не хватает времени, ограничивается лишь одним изображением, так было и в Даугавпилсе. Говорит, что легче всего рисовать брутальных лысых мужиков с бородой, труднее же всего – красивых девушек. Хотя именно последних приходится рисовать чаще всего.
Баловин не стремится «опортретить» знаменитостей. Впрочем, ему доводилось рисовать портрет министра финансов Швейцарии. Но это скорее не знаменитость, а просто высокопоставленное лицо. Были и «звездные» россияне. Например, лидер группы «АукцЫон» Олег Гаркуша. Подарком за портрет стал билет на концерт команды. Рисовал Сергей и Артемия Лебедева – культового российского дизайнера и популярнейшего блогера. Тёма Лебедев подарка не подарил, зато оставил весьма положительный отзыв в своем блоге, а это, по словам Баловина, многого стоит. После отзыва Лебедева посещаемость блога Сергея и количество новых виртуальных друзей резко возросли.
Художник иногда регулирует подарочные потоки, определяет темы подарков за портреты. Проходили акции «Одень художника», «Накорми художника» и др. Но чаще всего он с благодарностью принимает все, что дают – от шоколадки до … барабанной установки. Такую установку ему однажды подарили в Китае, она до сих пор находится в шанхайской квартире. Если что-то остро необходимо, то Баловин пишет об этом в свой блог, и люди быстро откликаются. Бывают ли обломы? Ну, не без этого, хотя и редко. Пришлось как-то потратить заначку в 100 долларов, потому что человек, пригласивший Сергея в один город, внезапно исчез. В целом же обычно имеется запасной вариант, и все проходит гладко.
Рисование портретов тоже протекает без особых неожиданностей. Художник признается, что не всегда достигает максимального сходства с объектом, бывает, что людям портрет не нравится, тогда Сергей просто оставляет его себе и подарка не берет. Корреспонденту «Граней» он рассказал забавную историю.
Как-то пришли к нему на сеанс парень с девушкой. Девушка стала задавать странные вопросы: портрет – это только лицо? А если нога или рука? Это будет считаться портретом? Сергей почувствовал раздражение и сказал, что он вообще-то рисует обычные портреты, лица то есть. Но девушка не унималась и спросила: «А бабочку вы можете нарисовать?». Потом повернулась к художнику спиной, спустила штаны и показала большую татуировку на заднем месте в виде бабочки. Ее-то «портрет» девушка и хотела, так и позировала. Баловин «бабочку» нарисовал, сделал еще и несколько обычных портретных эскизов, однако девушка не захотела взять с собой изображения лица, взяла только «портрет бабочки». Осталась очень довольна и, уходя, заметила: «Я в душе бабочка…» Ну, мало ли мы кто в душе… Что тут возразить?
Немного философии
Сергей намерен странствовать по свету еще как минимум несколько лет. На вопрос из зала – не думаете ли создавать семью, заводить детей – лаконично ответил, что семья уже была, и о личном он предпочитает не говорить. «Надо твердо стать на ноги, а уж потом, я думаю, все сложится», - заметил художник.
«Граням» он сказал, что не любит особо философствовать и подводить под свою жизнь какие-то философские концепции. О свободе порассуждать согласился. Абсолютной свободы, конечно же, не существует, и его «Кругосветка без кошелька», с одной стороны, сделала его в чем-то свободнее, с другой же, напротив, дала определенную несвободу. «Здесь происходит освобождение от одних завязок, но зато появляются иные. Я сейчас свободен в плане перемещения, знакомств с новыми людьми, у меня нет привязанности к работе в смысле жестких сроков подготовки и открытия выставки, например. Но есть и несвобода. Я не могу купить себе то, что хочу. Впрочем, это совсем неважно», - говорит Сергей. И продолжает: «Важно другое. Проект научил меня любить людей. Раньше я делил людей на своих и чужих, интересных и неинтересных. Свои – это творческие люди, художественная среда. Они и представлялись наиболее интересными. Теперь же я понял, что интересны все люди без исключения, от любого человека можно получить добро и у каждого можно чему-то научиться».
P. S. Даугавпилчан Сергей Баловин «опортречивал» до позднего вечера. Подарки были разные, но преобладали сладости. Так что можно надеяться, что наш город останется в памяти Сергея как сладкое место. А сегодня, 5 августа, он еще у нас, знакомится с Даугавпилсом. Если кто-то хочет помочь ему в этом, то ищите «афериста» Баловина на фейсбуке и в живом журнале.