Отморозки1
Недавно, давая интервью журналистам, начальник Государственной полиции генерал Валдис Воинс подметил, что жители Латвии живут в достаточной безопасности, так как криминогенная обстановка в нашей стране не хуже, чем в других европейских государствах, к тому же наблюдается тенденция снижения уровня преступности. Связано это, дескать, с тем, что уменьшается количество населения в целом, а криминальные личности уезжают в более зажиточные страны, где и совершают преступные деяния. Однако статистика говорит о другом.
Далеко не каждый в нашей стране человек может быть уверен в собственной безопасности. Да и человеческая жизнь порой не стоит и ломаного гроша. Но в одном с генералом Воинсом нельзя не согласиться – большинство убийств и нанесений тяжких телесных повреждений, влекущих смерть потерпевшего, совершается при совместном распитии спиртных напитков. Порой человек, лишивший жизни другого, наутро даже не помнит, что происходило предыдущим вечером (днем, ночью). Такие преступления, по словам Воинса, раскрываются достаточно быстро.
Искал работу, нашел… смерть
Краслава – один из самых бедных районных центров Латвии. Неудивительно, что молодые люди, не сумев пристроиться в государственные учреждения или в местные фирмочки, на ладан дышащие, попросту убегают. Кто за границу, кто в столицу. 26-летний Антон Лининьш в поисках хлеба насущного решил отправиться в Ригу.
Как отмечает полиция, по словам соседей и родственников, Антон, в общем-то, не злоупотреблял спиртным. Но порой не отказывался выпить. На данный момент дознание не закончено, поэтому полиция не дает подробную информацию, как краславчанин познакомился с пятью жителями Чиекуркалнса. Надо сказать, что пятеро мужчин – братья 1984 и 1986 гг. р., а также мужчины 1987, 1972 и 1967 гг. р. – были полной противоположностью Антона. Они уже не раз попадали в поле зрения полиции. Нигде не работали и даже не помышляли о трудоустройстве, считая, что работа любит только дураков. Но деньги на выпивку водились исправно. Откуда они их брали? Выясняют правоохранительные органы. Примечательно и то, что старший из собутыльников не имел не только определенного места жительства, но и персонального кода.
Как свела судьба этих пятерых и 26-летнего краславчанина, ныне устанавливают дознаватели. Но для Антона эта встреча оказалась роковой.
Мужчины встретились 23 апреля в первой половине дня. Слово за слово, и встречу решили отметить. Купили дешевой «бормотухи» и подались на квартиру одного из жителей «чиекуриньша». Пили они весь день. А когда выпивки уже не осталось, один из собутыльников «вдруг вспомнил», что Антон должен ему 10 латов. Антона, естественно, такое заявление возмутило. Началась словесная перепалка, которая переросла в драку. Кто знает, чем закончился бы боксерский матч, если бы на помощь рижанину не пришел его брат с ножом...
Как рассказала помощник начальника Рижского регионального управления полиции Сигита Пилдава, тело Антона было найдено в Чиекуркалнсе около часа ночи 24 апреля. Впоследствии эксперты насчитали на теле погибшего не менее десяти ножевых ранений. На погибшем были только брюки и рубашка. Верхняя одежда отсутствовала, а погода в ту пору была далеко не весенне-летней. Это привело к убеждению, что молодой мужчина был убит в другом месте, а к перекрестку его приволокли уже после убийства. В то же время полиция пришла к выводу, что убит мужчина был в этом же районе. Начались поиски, которые увенчались успехом уже к утру.
Дознание установило, что к убийству жителя Краславы непосредственно причастны двое из пятерых собутыльников. Остальные помогали выносить труп, замывать кровь в квартире. Убит Антон был в промежутке времени с 18:00 до 19:00. Убийцы и их подельники дождались, пока стемнеет, после чего вынесли труп и кинули его неподалеку от перекрестка.
Просто ради куража…
В конце апреля Тукумский суд приговорил к длительным срокам тюремного заключения троих 21-летних тукумцев, которые в мае прошлого года забили насмерть и надругались над трупом 63-летнего мужчины. Озверевшие юноши оставили вдовой женщину и несовершеннолетнего мальчика без отца. А убивали они мужчину… просто ради куража.
Убийство происходило возле 2-й средней школы Тукумса. Был поздний вечер, и свидетелей злодеяния не оказалось. Полиции пришлось по крохам собирать доказательства. Были опрошены сотрудники охранных фирм, молодые люди, видевшие группу пьяных сверстников, но никто из них не смог конкретно описать предполагаемых убийц. Нет, был все же в Тукумсе один человек, который, если не знал точно, то догадывался, чьих это рук дело. Это был некто Янис, входивший в круг общих друзей, правда, не принимавших участия в убийстве. Об убийстве он узнал из местных телевизионных новостей. Весь день юношу мучила совесть, и к вечеру он отправился в полицию. Там Янис рассказал, что к нему пришли трое знакомых, в том числе сосед Эдгарс Бандерс. Все были заметно подшофе и бравировали тем, что избили троих человек. И не просто избили – до крови. Из сбивчивых рассказов следовало, что троица избила одного человека в подъезде, другого – у АЗС, а еще двоих – у 2-й средней школы. Пригласили «покуражиться» и Яниса. И тот пошел вместе с товарищами. Пришли к школе. На скамейке в сквере по-прежнему лежал сильно избитый часом ранее мужчина. Эдгарс Бандерс и Каспарс Карклиньш тут же подскочили к нему и снова стали бить ногами. Затем к ним присоединился и Каспар Сейлис.
Из показаний Яниса следует, что он попытался угомонить друзей, сказал, чтобы прекратили бить, ведь мужчина и так был без сознания. Но подельники только посмеялись над «сердобольным Янкой» (как они нарекли товарища). Что мог противопоставить Янис троим озверевшим сверстникам? Собственно говоря, ничего. Просто стоял и смотрел, как происходит экзекуция, хотя мог, конечно, и полицию вызвать. Побоялся. Троица же, устав молотить фактически безжизненное тело, закурила. Закончив перекур, снова принялись отрабатывать удары ногами.
Когда молодые изверги закончили эти пытки, они даже не соизволили проверить, жива ли их жертва. После задержания полиция установила всю страшную картину той ночи. После избиения двоих мужчин жаждущие крови «волчата» подались к школе. Там сидели двое пенсионеров – беседовали, никого не трогали. Подошли трое молодых людей, попросили закурить. Получив отказ, тут же стали избивать своих жертв.
Одному из мужчин удалось сбежать, а вот Валерий Н. перекувырнулся через спинку скамейки и остался лежать. Началась экзекуция, которая унесла жизнь ни в чем не повинного человека.
А в суде произошло то, чего не ожидал никто. Суд вынес более суровый приговор, чем требовал прокурор. Каспарс Карклиньш приговорен к 13, Эдгарс Бандерс к 12 с половиной, а Каспарс Сейлис к 12 годам лишения свободы. Прокурор требовал для всех 11 лет.
После оглашения приговора мама Эдгарса Бандерса сетовала на большой срок, к которому суд приговорил ее сына.
– Разве после стольких лет он (Эдгарс – прим.) будет лучше? Он же не самый виноватый. Эдгарс хороший, но его с пути свел соседский парень (Каспарс Карклиньш – прим.). Сыну в тюрьме очень тяжело. Сколько могу, столько ему и помогаю, посылаю какой-никакой латик, чтобы он мог получше поесть и купить все необходимое. Он мне говорил, что в тюрьме у него нет даже своего телевизора. Вот думаю, как ему в тюрьму телевизор отослать, – жаловалась мать журналистам.
Когда осужденных выводили из зала суда, на их лицах не было ни капли сожаления. Более того, они весело перекидывались словами, улыбались.
Надо сказать, что подобный для всех троих конец можно было предсказать. Из них только Бандерс пробовал работать. Какое-то время он был подсобным рабочим в крестьянском хозяйстве. Но вскоре работа ему надоела. А два Каспарса за свою недолгую жизнь палец о палец не ударили. Зато оказались «более образованными» – оба сумели осилить семь классов, в то время как Эдгарс только шесть…