Обратите внимание: материал опубликован более чем двенадцать лет назад

Пожалеть нельзя прогнать3

Пожалеть нельзя прогнать
О чем вы думаете, когда видите на улице лежащего на земле человека? Что он наверняка пьян? Или, может, ему внезапно стало плохо? Как бы то ни было, наша читательница Алена призывает проявить сострадание в обоих случаях.

Вот какую историю рассказала нам жительница ул. Шаура:

 

– В прошлый четверг, 24 октября, я пошла выносить мусор. Приближаясь к контейнерам, увидела какую-то кучу тряпок, и еще подумала про себя: «Ну зачем было выбрасывать их возле контейнера?». Но, подойдя ближе, я поняла, что это человек! Он лежал неподвижно, под противным моросящим дождем, укрывшись собственной мешковатой и потертой одеждой. Вернувшись домой, я позвонила в ночлежку для людей без определенного места жительства, которая находится на ул. Шаура, 23, – как раз в этом дворе, где лежал тот мужчина. Но мне пояснили, что забирать его к себе не собираются, так как он пьян. Мужчина, мол, заходил к ним, но работники учреждения вывели его на улицу дожидаться экипажа муниципальной полиции, который они же и вызвали. Муниципалы за мужчиной действительно приехали. Но спустя полчаса! И вот все это время он так и лежал там, возле мусорников. Я понимаю, что пьян. Но он же все-таки человек! Неужели в приюте нельзя было оставить его хотя бы в коридоре до приезда полицейских? Зачем выкидывать его под дождь в таком беспомощном состоянии? Не лето уж на дворе! В общем, хочу через газету призвать руководство приюта к человечности и предусмотреть какую-нибудь комнатку и для таких вот клиентов. Тем более что на пороге зима!

 

И кстати, хотелось бы узнать, куда же увезли этого мужчину муниципалы? Разве в городе все еще работает вытрезвитель? Я слышала, что его ликвидировали… – недоумевает женщина.

 

Мы обратились к руководителю ночлежки и социального приюта на ул. Шаура, 23, Светлане Радевич. Она сообщила, что у ночного приюта есть правила внутреннего распорядка, в которых указано, что клиентами учреждения не могут быть люди в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Правила доступны для прочтения на стенде на входе в ночлежку, и свое ознакомление с ними каждый клиент подтверждает личной подписью. «Тем не менее всегда присутствует так называемый человеческий фактор, – отмечает она, – и мы всегда принимаем решение в каждой отдельно взятой ситуации. Так, мы давно взяли за правило с наступлением морозов пускать в ночлежку даже лиц под явным воздействием алкоголя. Считается, что обморозить части тела можно даже при температуре +4 С, – вот примерно с этой отметки мы и считаем начало морозов. Принимаем клиентов и в сильный дождь. Словом, смотрим по погоде и по человеку. В связи с началом осени и приближением зимы мы даже освободили дополнительную комнату на втором этаже для клиентов сверх привычного количества».

 

Но в данном случае, описанном нашей читательницей, сотрудники приюта руководствовались больше инструкцией, чем человеческим состраданием. Что касается оперативности действий муниципальной полиции, то руководство этой структуры сообщило нам, что патрулирование в круглосуточном режиме ведет всего один экипаж на весь город, и на вызовы он выезжает в порядке их поступления. Приоритетными считаются вызовы, которые связаны с угрозой для жизни и здоровья человека. Как показывает практика, если горожане вызывают муниципалов забрать с улицы лежащего человека, то этот человек просто пьян. Очень редко, но все же бывали такие случаи, когда полицейские самоуправления констатировали, что человек не перепил, а ему внезапно стало плохо. Тогда они, конечно, вызывали скорую. Но, как правило, они руководствуются пунктом 9 статьи 12 Закона «О полиции», согласно которому лиц, которые в результате применения алкогольных, наркотических, психотропных или токсичных веществ потеряли возможность самостоятельно передвигаться или ориентироваться, или могут нанести вред окружающим или сами себе, надлежит доставить в лечебное учреждение. В данном случае это палата детоксикации Даугавпилсской региональной больницы, где таким лицам оказывают медицинскую помощь.

 

Справедливости ради стоит отметить, что бывают случаи, когда экипаж муниципальной полиции приезжает за такими «уставшими» людьми буквально спустя 5–7 минут после вызова. И если бы не их собственное желание переусердствовать с употреблением горячительных напитков, то за ними вообще не пришлось бы ехать и доставлять их в палату детоксикации. Они могли бы спокойно прийти вечером в ночлежку, помыться, поесть теплый ужин и пойти спать. Но каждый из них делает свой выбор.