Обратите внимание: материал опубликован более чем шестнадцать лет назад

Мировая кукольница2

Мировая кукольница
Она училась  в Резекненском художественном колледже  по специальности дизайнер  и не переставала мечтать о куклах –  нет, не о тех, что в магазине на витрине, а о своих, созданных собственным воображением и руками. Сегодня речь пойдет о талантливой уроженке Даугавпилса и нашей современнице Ольге Рёль.

В погоне за мечтой Ольга получила диплом бакалавра искусств Даугавпилсского университета. Ее дипломная работа называлась «Кукла – образ мышления».

 

В 1997 году Ольга окончила в Москве курс художественной куклы знаменитой Татьяны Баевой. В конце 1990-х все только начиналось. В Москве художников, серьезно работавших с авторской куклой, было до обидного мало. Тогда как в Европе и Америке уже давно проводились кукольные выставки и шоу, существовали кукольные галереи, общества и ассоциации. От полученной во время учебы информации у Ольги наступило состояние сродни шоковому. Какое-то время она вообще ничего не делала, раздумывала, как будет жить с этим багажом знаний, по какому пути пойдет. Не хотелось никого повторять. Своеобразие мечты, воплотившись в образы, постепенно становилось  тем, чему сегодня восторгаются ценители оригинальных авторских кукол. Скульптурно-живописные создания Ольги Рёль по праву участвуют в лучших выставках мира.

 

Куклы Рёль отличают своеобразие, выдумка, хороший вкус. А главное, они воспринимаются живыми, потому что будят воображение. Сегодня Ольга Рёль – мастер художественной куклы, член Европейского союза кукольников (VEP), Канадской ассоциации художественных кукол (CDAA), Национального института американских художников-кукольников (NIADA), член ТСХР (Швейцария).

 

ТОЧЕЧКА НА НОГОТКЕ...

 

– Я всегда придаю значение цвету, форме и общей увязке в композицию, – объясняет Ольга. – Определенный образ ассоциируется у меня с определенным цветом. Прорабатывая эскиз, хорошо обдумываю, как цвет будет восприниматься зрителем.

 

В детстве я определяла цветом события, людей – все, что меня окружало: этот человек синий, погода сегодня фиолетовая, а пестрый коврик на полу, если прищуриться, серый, не цветной и т. д. Эта детская игра была хорошей тренировкой. Позднее, став уже взрослым художником, привычка «играть цветом» приобрела у меня характер психоанализа. Стала интересоваться научной литературой. Еще Демокрит считал, что цвет – это всего лишь мнение, возникающее в глазу от «соприкосновения, очертания и поворота» атомов. Гете придавал более эмоциональную окраску цветовой теории: «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль...» Он же, разглядывая предметы сквозь цветные стекла, сделал определенный вывод: красный цвет ужасен, желтый «радует глаз, расширяет ум, сердце, бодрит дух, и мы сразу же ощущаем тепло, синий представляет все в печальном свете, а зеленый выглядит весьма неестественно, скорее всего, потому, что небо редко бывает зеленым...» Современный человек различает намного больше оттенков, тонов и полутонов, нежели, предположим, человек средневековья. В журналах мод, к примеру, можно прочесть невероятные, казалось бы, описания цвета: карминно-красный, цвет переспелой вишни, индиго-фиолетовый, песочно-золотистый, розово-коричневый, серебристо-серый, цвет пыльного бархата, цвет осенней травы, цвет устрицы, цвет заката... И эти описания уже не кажутся нам такими странными, они нам понятны. Когда, например, подруга спрашивает меня, какого цвета было платье, которое мне так понравилось, то я пытаюсь объяснить так: если болотный смягчить дынно-желтым, а потом добавить немного лилового, вкрапить слегка розовый и поставить акцент в виде черного, то, возможно, это будет похоже на то платье. И подруга меня понимает, только один вопрос задает при этом: «Так почему же ты его не купила, такую красоту?!» А что касается вопроса формы – то я за пластичность и подвижность. В свое время я серьезно занималась гимнастикой, акробатикой и бальными танцами, и это, конечно же, отражено в моих куклах. Они гибки, пластичны, выразительны, гармоничны. Но само по себе движение, наверно, не имело бы смысла, если бы не увязывалось в цельную композицию образа. Движению должны соответствовать выражение лица, одежда, ее цвет. Сегодня куклу называют скульптурой малых форм. Но ведь, как правило, в кукольной скульптуре присутствует еще и цвет. И чтобы этот цвет не «разрушил» композицию, надо быть грамотным в этом вопросе, надо обладать навыками живописца. Расписывая своих кукол, я наношу цвет, как на холст: сначала основной тон, затем полутона, затем выявляю самые светлые и темные места, подчеркиваю тени и блики, ставлю акцент. Этим акцентом иногда может послужить маленькая, еле заметная точечка определенного цвета, поставленная, ну, предположим, на ноготке мизинца правой руки. Возможно, и не увидит никто, но без нее разрушится вся композиция.

 

ЗНАЮ, КАК ДОЛЖНА ДВИГАТЬСЯ КУКЛА

 

Первые куклы Ольги Рёль носили парики и сложные наряды – сказывалась любовь к текстилю. Однако, по убеждению художницы, авторский стиль со временем должен меняться, ведь с возрастом меняется человек, его философия.

 

До того как стать кукольником, Ольга пробовала себя в разных творческих сферах: работала в школе эстетического воспитания, затем в кукольной студии для детей. В 1998-м ей поступило предложение о персональной выставке акварелей в Финляндии. С тех пор Ольга стала часто ездить на Art-camp (акварельные встречи-лагеря, проходящие в разных странах), получать заказы на картины. В 2000-м открыла свою собственную кукольную студию, но уже для взрослых. Разработала и сшила коллекцию костюмов к шоу показа причесок и сама участвовала в этом шоу как модель. В 2001 году для рождественского перформанса на льду в родном городе сделала серию из 12 кукол на тему «Знаки зодиака – времена года». И в том же году художница представила своих кукол на Балтийском театральном фестивале. С этого момента возник интерес к театру. И когда Рижский кукольный театр предложил участвовать в датском проекте, она с радостью согласилась. Как актриса Рель снялась в нескольких короткометражных фильмах. В том числе в художественно-биографическом – «Кукла».

 

В 2004 году О. Рёль уехала в Германию, посвятив себя полностью куклам, – открылись совершенно новые возможности. Ольга стала выставляться в известных галереях разных стран мира – персональные выставки Рёль проходят в салонах Германии, Швейцарии, Австрии, Канады, США, России, Японии... Ее замечательные кукольные коллекции завоевали популярность во всем мире.

 

Работы Ольги Рёль находятся в коллекциях в США, Канаде, России, Латвии, Германии, Швейцарии, Австрии, Италии, Голландии, Швеции, Норвегии. Куклы художницы удивительно пластичны, экспрессивны, красочны. Их образы потрясают своей глубиной и психологичностью. Они легко узнаваемы по уверенной стилизованной, графической лепке и динамичности поз. Фантастическая чувственность и нечто языческое с пульсирующей жизненной силой прослеживается в их образах. Ольга Рёль виртуозно владеет формой и линией, фиксируя лик каждой новой куклы и, соответственно, всей коллекции. «Я мыслю композиционно, как художник, пишущий картину. Моя философия сейчас такова, что все, чем я пользуюсь, – волосы, ткани...– все должно с легкостью уходить в никуда. Я точно знаю, где надо ставить акценты, как построить траекторию. Заранее знаю, как должна двигаться кукла», – рассказывает О. Рёль.

 

КОПИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Обосновавшись с конца 2000-х годов в Швейцарии, художница уже много лет делится своими творческими наработками и умениями с взрослыми и детьми, проводя мастер-классы в разных странах мира.

 

Сегодня дарить коллекционные куклы – стильно, модно, изящно. Приобретение авторской куклы считается таким же выгодным вложением капитала, как инвестирование в картины, ювелирные украшения. Коллекционные куклы растут в цене, которая зависит не только от сроков давности, но и от ряда субъективных и объективных факторов. Куклы – тот редкий вид искусства, где зрителю почти невозможно оставаться отстраненным. Настолько много точек соприкосновения и параллелей между человеком и куклой – фигуративно, эмоционально, психологически. Кукла – всегда копия человека, крепко и неразрывно завязана на его «ручки-ножки», на его боли, страхи, радости. Слово «кукла» несколько обманывает, все намного серьезнее: авторская художественная кукла – это отражение внутреннего мира человека, его иллюзий, его чаяний, представлений о совершенстве и фантазий об иных мирах. За конкретной образностью куклы мы, приглядевшись, находим колоссальный спектр чувств и ощущений, заставляющих трепетать и восторгаться так же, как бывает при соприкосновении с любым талантливым произведением искусства.

 

 

КСТАТИ

 

Имя Ольги Рёль стоит в одном ряду с такими именами, как Хильдегард Гюнцель, Сильвия Везер, Лаура Скаттолини, Майя Билл, Ольга Егупец, Тине Камербек, Татьяна Баева, Сью Линг Ванг. Все это известнейшие мастера кукол в мире. А ведь было время, когда Оля, обычная еще девочка, заливалась смехом под каштанами на даугавпилсской улице Ригас, шепталась о чем-то личном с подружкой из класса даугавпилсской школы, мечтала о будущем, не мысля его без красок, которыми она обязательно разукрасит мир, пусть даже кукольный...

 

И еще один штрих к портрету – помимо своих кукол, предстающих уникальными художественными произведениями, Ольга Рёль создает столь же динамичные и выразительные монохромные композиции из бронзы и фарфора.