Даугавпилчане против ликвидации русских школ12
Напомним, что тема языков обучения в школах стала снова очень актуальной после того, как в коалиционном правительственном договоре появился пункт о переводе школ национальных меньшинств на государственный язык обучения с 2018 года. Премьер-министр Лаймдота Страуюма, хоть и говорит, что она не очень радикальный человек, тем не менее, заявила СМИ: «Рано или поздно все государственные школы будут только на латышском языке». Безусловно, накануне выборов во всем видится политический подтекст, и вопрос с русскими школами не исключение.
Показательно, что решение правительства критикуют не только защитники русских школ, но и многие педагоги и связанные с образованием лица. Например, экс-министр образования и науки Роберт Килис дал такую оценку: «Это тупое предложение соответствует не 21, а какому-то 19 веку, ведь качественное образование предполагает хорошее знание нескольких языков». Также Р. Килис заметил, что Латвии придется пересмотреть декларированную ранее позицию в Европейском Союзе, согласно которой Латвия намерена расширять знания других языков, а не только государственного.
Некоторые педагоги считают, что в школах надо использовать три языка обучения – латышский, английский и русский, но ни в коем случае не один государственный. Наконец, директора школ нацменьшинств, на прошлой неделе встречаясь за закрытыми дверями с омбудсменом Юрисом Янсонсом, заявили: школы не готовы к полному переходу на латышский язык обучения. И четко назвали причины: не хватает учебников и учителей.
Чуть более 12 процентов участников опроса портала Grani.lv считают, что русские школы в Латвии надо ликвидировать. Среди этих респондентов, можно предположить, есть национально настроенные граждане и, возможно, уставшие прагматики. Автору этих строк приходилось слышать такое родительское мнение: да пусть уж мой сын с самого начала по-латышски учится, легче ему потом будет в университете в Риге заниматься, и друзей себе быстрее найдет…
Наконец, 4 процента респондентов выразили полное равнодушие к проблеме русских школ, ответив на вопрос опроса «мне всё равно».
Всего в опросе приняли участие 475 человек.