Двинскiй дневникъ: почему в городе такие дорогие продукты?

Двинскiй дневникъ: почему в городе такие дорогие продукты?
Дороговизна жизни – кажется, на нее жалуются всегда и везде. Вот и в Двинске начала прошлого века эта проблема была более чем актуальна. Жалобы на „дороговизну жизни” слышатся не только от обывателей среднего достатка, но и от располагающих сравнительно достаточным количеством денег лиц, не говоря уже о массе простого трудящегося люда, употребляющего пищевых продуктов значительно меньше того, сколько следует по естественному и нормальному требованию организма, сообразно с его трудовыми затратами мышечной и нервной энергии.

В Двинске лет десять тому назад мяса можно было купить по 6-9 копеек за фунт, а теперь цена на него 14-16 копеек за фунт, отчего потребление его становится чувствительным даже для кармана людей среднего достатка. Что же сказать о трудящейся бедной массе, которая поневоле должна исключить из употребления мясную пищу? Тоже самое следует заметить о вздорожании молочных и других пищевых продуктов сельскохозяйственного производства.

 

Двинский Листок, 26 июня 1902 года.


Перекупщики

 

Одним из больных мест г. Двинска является дороговизна съестных припасов. Бедные люди, отправляясь на базар, чуть не плачут, подсчитывая сколько им придется израсходовать на покупку самого необходимого. Если не питаться, например, исключительно одним хлебом да селедкой, то истратить рубль в сутки на семью из трех-четырех человек положительно необходимо. А такая трата на одну только пищу маленьким людям буквально не по силам, потому что у всякого много и других нужд.

 

Двинскiй дневникъ: почему в городе такие дорогие продукты?
Причины дороговизны много и причин таких, с которыми ничего нельзя сделать, с которыми нельзя бороться, это: близость Двинска к столице и балтийским портам, донельзя сокращаемая железными дорогами. Кроме того, дороги провозят массу пассажиров, оставляющих в станционных буфетах большие деньги. На семидесятидвухтысячное население города требуется ежедневно немалое количество жизненных продуктов. Но, кроме этих неизбежных причин, вызывающих повышение цен на продукты первой необходимости, есть и еще одна, устранить которую вполне возможно, это – перекупщичество, процветающее у нас в самых широких размерах. Каждый базарный день перекупщики чуть свет стоят на всех дорогах, ведущих в город, и на базар попадает только очень немногое, что почему либо не захватили перекупщики. Но и это немногое никогда не дождется свободного покупателя, появляющегося на базаре обыкновенно с восьми часов утра, потому что, кроме перекупщиков, встречающих продавцов за городом, целая армия их дожидается уже на месте и перехватывает остальное.

 

Таким образом чуть не весь базар переходит в руки нескольких десятков лиц, которые и назначают на все свои цены. Затем трудно и отличить еще перекупщика от действительно приехавшего в город продавца. Дело в том, что крестьянин, для которого удобнее сразу получить деньги за товар и быть свободным, передает перекупщику до известного часа и лошадь с телегой, а сам отправляется или за покупками, или же просто поглазеть.

 

Кроме того продавцы припасов, захватив таковые в свои руки и установив свою цену, на этом не останавливаются. Для дальнейшего повышения цен они не брезгуют обманом. Особенно хорошо им удается смешивание масла с водой. Покупает, например, хозяйка несколько фунтов масла. На вид и на вкус превосходное. Приносит домой; нужно просолить или перемыть. И вот после такой операции масла остается как раз вдвое меньше: вы покупали 10 фунтов, а получаете только 5. И такой обман практически сплошь и рядом. Нередко практикуется сдабривание масла и сметаны мукою, молоко разбавляется водой... Таким образом обыватель и богатый, и бедный, платит за все вдвое, и должен платить, нужно ведь запастись на целую неделю, потому что базары у нас бывают только по средам на Новом строении и по пятницам на Соборной площади.

 

Двинскiй дневникъ: почему в городе такие дорогие продукты?
Согласно изданным городской думой, 20 ноября 1879 и 10 декабря 1887 г.г. „обязательным правилам” в базарные дни „базар открывается в 6 часов утра, о чем дается знать поднятием распущенного флага, который снимается не ранее истечения 12-го часа дня, до истечения какового времени не дозволяется скупать в лавки, магазины и вообще для перепродажи, доставляемые в город на возах или ручным способом, жизненные припасы... За порядком на базарах имеют наблюдение чины полиции и торговые депутаты. Виновные в нарушении сего подвергаются наказанию в виде 1169 статьи улож. и наказ., карающей виновных тюремным заключением”.


Двинский Листок, 30 июля 1900 года.

  

Конкуренция

 

Двинскiй дневникъ: почему в городе такие дорогие продукты?
Несколько дней тому назад один из торговцев на Новом строении объявил своим покупателям и соседям, что он будет продавать все товары на ½ копейки с фунта дешевле других лавочников, а при крупных закупках готов уступить даже и целую копейку на фунт. Кое кто, конечно, поверил „благодетелю” и торговля пошла на славу. Но помешали завистливые люди: шепнули что-то полиции – та и нагрянула нежданно-негаданно, да и захватила одну гирьку. Оказалось, что в этой гирьке, 5 фунтов, недостает 50 золотников, т.е. больше чем полфунта. Не диво, что человек на грош расщедрился.

 

Двинский Листок, 19 июля 1903 года.

 

Предприимчивые нищие

 

Двинскiй дневникъ: почему в городе такие дорогие продукты?
Вряд ли найдется что-либо более безобразное, чем наши нищие. О назойливости их, с какой они пристают к людям, нечего и говорить, теперь они начинают прибегать к другим приемам – остановившись в известном месте, они, прямо расставив пошире руки, ловят проходящих, как нам пришлось видеть на днях в проходе, ведущем с рыбного рынка на толкучку.

  

Чуть не убил

 

В ночь на 30 июня на Новом строении произошел, благодаря недоразумению, печальный случай, едва не стоивший жизни двум человекам. Крестьяне Егор Новицкий и Михаил Якубовский и третий с ними глухонемой человек, будучи уже навеселе, захотели еще достать вина и направились за ним в дом дворянина Франца Сташковского, по Большой Садовой улице, где раньше, до перехода дома к нынешнему владельцу, действительно производилась беспатентная торговля вином, прекращенная с водворением Сташковского, чего, конечно, поздние гуляки не знали.

 

Придя к дому, Новицкий и Якубовский стали довольно сильно стучать и, как говорят, одна дверь уступила натиску, после чего начали стучать в другую, ведущую в саму квартиру. Дверь эта сейчас же открылась и приятели увидели перед собою хозяина дома с направленным на них ружьем. Явившиеся без всякого злого умысла гуляки, конечно, испугались и, повернувшись, бросились бежать. Сташковский, не удовольствовавшись тем, что обеспокоившие его посетители стали удирать, побежал за ними с ружьем в руках и, пробежав от дома около 20 сажень, выстрелил, на расстоянии десятка сажень, в Новицкого, который и упал на месте. Товарищ его Якубовский, думая, что выстрел сделан в воздух и что их хотели только попугать, остановился над упавшим, предложив ему встать, чего, мол, лежишь. В это время раздался другой выстрел, причем заряд угодил в Якубовского. Третий, глухонемой, бежал не останавливаясь и в него попала только одна дробинка.

 

Первый из подстреленных пролежал на месте и был доставлен в городскую больницу полицией, второй сам дополз до своей квартиры, откуда также был отправлен в больницу. У Новицкого поранена дробью голова, спина и затылок, а у Якубовского – голова, правая сторона шеи и правая рука. Раны, если и не смертельны, то все же должны быть признаны серьезными, хотя заключения врача еще не последовало. Сташковский говорит, что с какою целью ломились в его квартиру потерпевшие, он не знал и думал поэтому, что его хотели ограбить.

 

Двинский Листок, 4 июля 1901 года.


На снимках: торговые ряды Двинска и на Александровской площади; Новое строение.