Секрет эффективного обслуживания домов5
Подготовленные к мероприятию презентации о том, из чего складывается тариф на отопление и как показали себя в последние пару зим утепленные дома, присутствующие выслушали во многом из приличия. Все ждали того момента, когда можно будет задавать вопросы. И тут собравшиеся старшие по дому явно разделились на три лагеря.
«16 лет нет горячей воды!»
«Бойцы» первого пришли на встречу с руководителями ПЖКХ, Теплосетей и Водоканала с такими вопросами, будто эта встреча – единственная возможность задать их обслуживающей организации или поставщикам услуг. Люди интересовались, почему по конкретному адресу холодно в торцевых квартирах или что стало причиной задержки ремонтных работ на их лестничной клетке. Естественно, с учетом общего числа собравшихся в количестве не менее двух сотен человек всех остальных участников встречи это изрядно злило. По замыслу организаторов, такие массовые встречи не предусмотрены для обсуждения точечных жалоб и ситуаций в конкретных домах. Тем не менее, несмотря на все просьбы и даже оскорбления, вопросы от приверженцев, условно, первого лагеря, то и дело звучали.
Второй лагерь – это люди, которые пришли публично рассказать о наболевшем. Они говорили отрывками из громких заголовков газет о квотах и когенерации, смутно понимая, о чем на самом деле идет речь, и изобилуя риторическими вопросами. Одна женщина поднялась и заявила: «У меня 16 лет нет горячей воды! У нас в доме тупиковая система водоснабжения. Говорят, нам нужен специальный насос. Но я уже 16 лет, живя на пятом этаже, проливаю холодную воду, а плачу как за горячую. Когда государство вернет мне деньги? Меня обманули!»
Инженер теплоснабжения ПЖКХ Николай Петкевич предложил этой жительнице два варианта исправления ситуации. Один – это обустройство циркуляции в рамках подвала. Тогда около каждого стояка будет горячая вода около +50оС, и жильцам последних этажей, открыв кран, нужно будет лишь «поднять» ее до своей квартиры, слив, таким образом, гораздо меньше воды, чем сейчас. Второй вариант – построить новый циркуляционный стояк по всему подъезду, что предполагает проведение определенных строительных работ в квартирах на пятом этаже. Тогда горячая вода будет литься сразу после открытия крана, но в этом случае и работы капитальнее, и затраты, соответственно, выше.
Выслушав специалиста ПЖКХ, женщина указала: «Ну так сделайте это нам, пожалуйста!» Полученный ответ о том, что эти работы производятся за счет жильцов при согласии большинства из них повергли женщину в явное уныние. «Так у нас жильцы никогда ни на что не подпишутся… Приходите завтра же и делайте всё, что нужно!» – продолжала давать указания инженеру ПЖКХ его собеседница из зала.
Это пример того, как диалог, мягко говоря, не состоялся, так как одна сторона совершенно не услышала другую. Таких на этой встрече была масса.
Всё просто, но так сложно
Наблюдая за этой чудаковатой коммуникацией, слово взял один из старших домов. Он был одним из немногих, кто выступил не с критикой, а с похвалой в адрес ПЖКХ. Хотя, если разобраться, хвалил он не ПЖКХ, а самого себя и своих соседей. Он рассказал присутствующим, что у него претензий к ПЖКХ нет: всё, что им указывает старший, и на что обращают внимание его «заместители» в каждом из подъездов дома, обслуживающая организация выполняет. Своих «замов» он охарактеризовал как умных, компетентных и спокойных людей. Другими словами, они общаются с ПЖКХ не на эмоциях, а на языке цифр и фактов. Да, подобное обслуживание собственности требует от них определенных временных затрат и других ресурсов. Но зато все жильцы дома, включая их самих, удовлетворены его состоянием. И не изводят себя весь год переживаниями о том, что дверь в подъезде плохо закрывается, задавая вопрос о несчастной двери руководству «коммунальных» предприятий во время такой вот ежегодной встречи в Думе.
К этому мужчине присоединились и несколько других старших, аккумулировав слова которых с комментариями сотрудников того же ПЖКХ, можно вывести три золотых правила эффективного обхозяйствования многоквартирных жилых домов в Даугавпилсе:
1. Своим домом нужно заниматься (не ждать, пока что-то отвалится или сломается, а своевременно поднимать вопросы о необходимых ремонтах и профилактических работах), а с обслуживающей организацией нужно разговаривать. Языком просьб и обоснованных заявлений, а не эмоциональных жалоб и ультиматумов.
2. Дому нужен старший, или уполномоченное лицо (называйте его как угодно), который заручился поддержкой большинства своих соседей и представляет их интересы в диалоге с обслуживающей организацией. Кстати, в нашем городе есть старшие, которые чуть ли не каждый день, в зависимости от погодных условий, пишут электронные письма сотрудникам производственно-технического отдела ПЖКХ с просьбой подкорректировать настройки теплоузла. И те их корректируют!
3. Старшему нужны единомышленники, и их должно быть большинство. Если в доме царствуют настроения типа «государство нас обмануло – когда вернут деньги?» или «зачем платить ПЖКХ – они всё равно ничего не делают?», то, к сожалению, дом и будет как сирота, а ни один здравомыслящий человек не согласится быть здесь старшим. Наивно просить выполнить текущие ремонты, если за каждой из квартир дома в среднем (именно в среднем, но все-таки это показатель!) числится по 200–300 евро долга за услуги ПЖКХ. Странно надеяться на решение проблем, если редкие собрания жильцов дома обходятся без криков и высказывания претензий.
Всё это просто и сложно одновременно. К сожалению, соседей не выбирают, так что в некоторых случаях выполнить простейшие ремонты просто не представляется возможным. И если между жителями одного дома нет согласия и понимания, то нечего пенять на ПЖКХ. В конце концов Закон «О квартирной собственности» вменяет нам, собственникам, не только право, но и обязанность (!) участвовать в обслуживании наших квартир и домов.
Дума поможет расширить стоянки
Возвращаясь к основной теме прошедшего в стенах нашей Думы собрания, стоит отметить несколько моментов, которые здесь обсуждались и касаются, действительно, если не всех жителей многоэтажек, то многих.
Например, старшие спрашивали, почему при подключении теплоузлов не используются два температурных датчика: один на улице, а другой – в одной из квартир конкретного дома. Инженер теплоснабжения ПЖКХ по этому поводу пояснил, что дома с двумя датчиками были в Риге в качестве пилотных проектов. Эти проекты провалились, так как выбрать одну квартиру из всего дома сложно: в одних поменяли окна и батареи, а в других всё старое, ветхое.
Если ориентироваться в отоплении на показатели угловой квартиры со старыми окнами и батареями, то пойдет сильное «переотопление» остальных квартир. Да и если житель квартиры с датчиком решит основательно ее проветрить, то теплоузел также заработает «на всю» и будет подавать столько тепла, что окна придется открывать всем остальным. А это уже переплата. В общем, этому опыту при установке теплоузлов в Даугавпилсе решили не следовать.
Другой вопрос касался разделения теплоэнергии, затраченной на отопление и подогрев горячей воды. В большинстве домов стоит один теплосчетчик, так что в отопительный сезон стоимость горячей воды высчитывают не по факту, а по формуле, ведь отделить ее от затрат на отопление фактически невозможно. Специалисты ПЖКХ в ответ на желание жителей разделять ту и другую теплоэнергию рассказали о том, что можно установить дополнительный теплосчетчик. Естественно, за деньги жителей и с их согласия. Такие дома в городе уже есть.
Спрашивали собравшиеся и о судьбе домов, где установлены устройства для дистанционного считывания показаний водомеров. Оказалось, что «неучтенку» в пределах 5% даже там побороть не удалось. Это признают и производители данных устройств в переписке с ПЖКХ. К сожалению, ни одна машина сегодня не может свести на нет такое явление, как нераспределенная вода.
Говорили также об утеплении домов. Николай Петкевич презентовал сравнительные таблицы по каждому из домов, прошедших реновацию. Кстати, эти таблицы доступны на сайте www.dzksu.lv в разделе Par mums и Renovācija. Они показывают, что вместе с платежами по кредиту жители утепленных домов платят примерно столько же, сколько платили только за отопление до реновации. Причем, естественно, кредит приходится платить круглый год. Как правило, срок выплаты кредита – от 2 до 5 лет, по истечении которых получается вполне явная экономия до 40% на отоплении.
Сейчас Городская дума поддерживает комплексную реновацию на 60%, а, например, утепление фасадов с заменой окон и дверей на лестничной клетке – на 80%. Причем именно последний вид работ дает наибольшее снижение теплопотерь здания.
Вице-мэр Петерис Дзалбе также объявил, что в следующем году Дума предложит жителям новую программу: 80% софинансирования на приведение в порядок прилегающей к дому земли. Можно расширить парковку, можно, наоборот, сделать красивый газон и детскую площадку. А можно постараться учесть интересы всех – и водителей, и родителей, и тех, у кого нет ни машин, ни детей. Но для этого опять-таки не обойтись без трех золотых правил эффективного обслуживания своей собственности, упомянутых выше.