Обратите внимание: материал опубликован более чем пятнадцать лет назад

Кесарево входит в моду

Кесарево входит в моду
Председатель правления Рижского роддома Илзе Лиетувиете на днях проинформировала о том, что в последнее время в Латвии резко возросло число женщин, которые выбирают вместо естественных родов операцию кесарева сечения.

«Есть такие мамочки, которые хотят, чтобы им обязательно сделали кесарево сечение. Они приходят и говорят, что рожать не будут ни за что. Это безумие, число хирургических вмешательств быстро растет. И это совсем нехорошо, если такие операции проводятся без необходимости», – указывает специалист.

 

Когда я позвонила в Даугавпилсское родильное отделение, чтобы поговорить на эту тему с его заведующей С.Д. Шиповой, мне ответили, что «она на кесаревом». Позднее  Светлана Дмитриевна сказала: «Да, действительно, наблюдается тенденция, когда количество операций кесарева сечения возрастает. Если, например, в 2005 году у нас их было 13,4% , то за прошедшее полугодие 2010 года таких оперативных вмешательств уже 18% от общего числа родов. Женщина в Латвии имеет право выбора. Тем не менее надо признать, что здоровых женщин, выбирающих кесарево сечение, в Даугавпилсе единицы. В основном же кесарево  делается по медицинским показаниям. Я лично не сторонница кесарева сечения, все-таки это операция, а значит, могут возникнуть осложнения», – считает Светлана Шипова.

 

По результатам недавних исследований, швейцарские ученые пришли к выводу, что у появившихся на свет в результате кесарева сечения детей увеличивается риск заболевания астмой и аллергией. В то же время в народе бытует мнение, что эти дети гораздо спокойнее, нежели новорожденные, перенесшие сильный стресс в нелегком процессе появления на свет.

 

Ежегодно тысячам и тысячам женщин в мире, в том числе и в Латвии, делается кесарево сечение. Наблюдающийся рост кесаревых сечений в определенной степени связан с существующим спросом на него среди женщин без медицинских показаний к операции, что дает основания упрекнуть будущих мам в следовании модным тенденциям. Врач-гинеколог больницы Страдыня с 30-летним стажем работы Наталья Калашникова подтверждает, что в Латвии количество кесаревых операций в последние годы увеличилось. Но это связано не только с модой.

 

«Раньше мы прибегали к такого рода операциям лишь в самых крайних случаях, потому что это была не такая уж безопасная операция. Кесарево сечение было чревато различными осложнениями, вплоть до того, что женщина уже больше не могла иметь детей. В арсенале медиков не было столь широкого спектра лекарственных препаратов, которые мы имеем сейчас, не было такого высококачественного шовного материала. С развитием фармакологии и новейших технологий стало гораздо меньше осложнений после кесарева сечения. Тем не менее они еще остаются. Поэтому я – сторонница баланса: операция нужна только в том случае, если это необходимо по медицинским показаниям», – говорит Н. Калашникова.

 

К сожалению, иногда возникает ситуация, когда женщина не может родить ребенка самостоятельно. Это может быть связано с ее анатомическими особенностями, состоянием ее здоровья или состоянием здоровья плода. В некоторых ситуациях роды естественным путем создают угрозу для жизни матери или ребенка. И в этом случае выходом является полостная операция кесарева сечения – одна из древнейших операций, сведения о которой восходят к античности. Есть версия о том, что таким путем рождались наследники трона, будущие цезари. Если мать была не в силах родить ребенка, то предпочтение отдавалось не спасению ее жизни, а спасению жизни наследника.  Название операции «кесарево сечение» происходит от латинского «secitio caesarea» – «режу рассеченное» и означает этапы операции: рассечение передней брюшной стенки и разрезание стенки матки.

 

В конце XVI – начале XVII вв.  практически 100% операций кесарева сечения заканчивались смертью роженицы от кровопотери и септических осложнений – не было антибиотиков, наркоза, шовного материала. После извлечения плода стенка матки не сшивалась. В тех немногих случаях, когда она срасталась сама, женщина выживала. Понятно, что только чудо могло помешать инфекции попасть внутрь.

 

К недостаткам кесарева сечения до сих пор относят: возможность попадания инфекции в брюшную полость, долгое восстановление после операции и наркоза, невозможность грудного вскармливания в первые дни при приеме обезболивающего и антибиотиков. Более сильная нагрузка на ребенка при кесаревом связывается с отсутствием у него времени на адаптацию к атмосферному давлению и дыхательную адаптацию. Поэтому, прежде чем решаться на кесарево без медицинских показаний, сто раз подумайте!

 

Кстати

 

В 1846 году венгерский врач Игнаш Земмельвайс обратил внимание на смертность в родильных отделениях венского госпиталя: в одном из них от послеродового сепсиса умирали гораздо чаще, чем в другом. Именно в отделении с повышенной смертностью помогали рожать студенты-медики, которые также работали в инфекционном отделении и вскрывали трупы. Земмельвайс предположил, что у них на руках остаются «трупные частички», которые и виновны в болезнях. Тогда он предложил тщательно мыть руки, обрабатывать их и медицинские инструменты раствором хлорной извести, чего раньше никто из врачей не практиковал, и эта мера оказалась очень эффективной. Хотя при жизни Земмельвайс почти не нашел сторонников своего открытия и даже был уволен из госпиталя, он стал основоположником современной гигиены.

 

Когда Пабло Пикассо родился, акушерка посчитала его мертворожденным. Спас ребенка его дядя, который курил сигары и, увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо, после чего Пабло заревел. Таким образом, можно сказать, что курение спасло Пикассо жизнь.