Обратите внимание: материал опубликован более чем десять лет назад

Удивительное рядом2

Удивительное рядом
На минувшей неделе газета «СейЧас» побывала в Науенском краеведческом музее, а также в Информационном центре природы, расположенном под одной с ним крышей. Впечатления самые позитивные!

Первым, кого увидели, перешагнув порог, был огромный жук, не спеша ползущий по полу Информационного центра. «Это наша напольная проекция…» – пояснила подошедшая к нам Мара Кампане, старший специалист и экскурсовод музея. Сразу обратили внимание, что и Информационный центр природы (ИЦП), открывшийся в декабре 2014 года, и помещения музея, кардинально обновившиеся в 2013-м, выглядят просто идеально, кажется, что их всеобъемлющая реновация завершилась только вчера.

 

Удивительное рядом
Центр, оснащенный современными технологиями и удачными интерактивными решениями, представляет достаточно большой объем материала о природных достопримечательностях Аугшдаугавы. Тут и птицы, и животные, и всевозможные рыбы – обитатели подводного мира Даугавы, а также информация о растениях, т. е. можно получить представление о разнообразной латгальской фауне и флоре. Удивляешься и малому подорлику – хищной птице из семейства ястребиных, и древностям, найденным при археологических раскопках на месте Динабургского замка, возвышавшегося в минувшем на крутом берегу полноводной реки. 

 

Смотрим, слушаем и направляемся в сопровождении Мары Кампане в музей, в помещениях которого разместилась художественная галерея уроженки Науенской волости скульптора Валентины Зейле; выставка предметов домашнего обихода и орудий труда латгалов; экспозиции, посвященные сакральной истории старообрядцев; «повесть» о Первой мировой, для многочисленных экспонатов которой отведено отдельное помещение, и многое другое. 

 

О Шадурских и Шахно

 

Среди «другого» – экспозиция, повествующая о польском культурном наследии, на которой остановимся подробней.

 

«В свое время (1561–1772) поляки в Латгалии имели большое влияние, – говорит Мара Кампане. – На территории Науене представители польского дворянства поселились после Ливонской войны, когда Латгале вошла в состав объединенного Польско-Литовского государства, став польской провинцией. Первым обосновавшимся в здешних краях польским родом стали Шадурские. По имени Юзефа Шадурского было названо имение Юзефова и построенный на средства Станислава Шадурского деревянный римско-католический костел Св. Петра и Павла. (Первый Юзефовский костел, также деревянный, появился здесь до 1685 года). Храм простоял 162 года, пока не сгорел во время отступления немцев (1944). Строительство каменного Юзефовского костела было завершено только в 1961 году. 

 

От Юзефовского имения почти ничего не осталось. Разве что конюшня, построенная из тесаного камня, да парк, который, конечно, уже не выглядит столь презентабельно, как в иные времена, когда искусный садовник придавал его деревьям и кустарникам особые формы. Последним хозяином имения в начале XX века был польский дворянин и уроженец Науене Богдан Брониславович Шахно (14.10.1868 – 13.09.1955). Известно, что он окончил юридический факультет Юрьевского университета со степенью кандидата прав. С 1903 года Шахно являлся Земским гласным Двинского уезда, с 1904-го – почетным членом Витебского общества сельских хозяев. Шахно пользовался большим авторитетом как специалист в области агрономии. Неоднократно получал высшие награды за экспонаты на сельскохозяйственных выставках».

 

М. Кампане характеризует Шахно как человека активного, приверженца европейских взглядов, которого всегда привлекали передовые идеи, в том числе веяния западной моды. Б. Б. Шахно преобразовал деревянные здания имения в каменные. Для воплощения строительных замыслов был приглашен главный архитектор г. Двинска Вильгельм Нейманис, проектировщик многих архитектурных сооружений в Латвии, а также талантливые мастера из Польши. Для своего парка, разбитого в голландском стиле, хозяин привозил экзотические растения.

 

26 марта 1906 года Богдан Брониславович был избран в Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Витебского губернского избирательного собрания.

 

«Во время Первой мировой войны хозяева Юзефовского имения вывезли все свои богатства в Смоленск. Оставшаяся красота, которую невозможно было увезти с собой, была варварски разрушена Второй мировой войной. И теперь представление о том, как выглядело двухэтажное здание имения, окружающая его территория и прекрасный парк дают только сохранившиеся черно-белые фотографии. В рамках музейной экспозиции представлены также фрагменты лепнины, некогда украшавшей фасад величественного здания. В 1930 году каменное здание конюшни было продано, в нем устроили производство спирта, потом какое-то время оно пустовало. Как сложилась судьба Б. Б. Шахно в дальнейшем, неизвестно. В настоящий момент бывшая конюшня Юзефовского имения находится в частной собственности и является памятником архитектуры», – отмечает представитель музея. (Б. Б. Шахно до 1939 года являлся вице-председателем Виленского Koła Filistrów. Был вице-президентом Виленского Земского Банка, известен также как автор воспоминаний – прим.).

 

В Науенском музее представлен предполагаемый интерьер Юзефовского имения начала XX века. Венские стулья, фарфор фабрики Кузнецова на столе, покрытом накрахмаленной скатертью, массивный буфет из натурального дерева, множество милых безделушек, высокое зеркало, в котором отражался прошлый, а может, даже и позапрошлый век Латгалии… Откуда все это? Как объяснила М. Кампане, большинство экспонатов поступило из Науенского детского дома, при котором раньше действовал краеведческий музей. Невозможно было обойти вниманием и масштабную фотографию, на ней запечатлена мисс Науене начала XX века. Девушка редкой красоты сидит между двумя элегантными мужчинами – знакомыми или родственниками, с перекинутой через плечо широкой белой лентой. На ленте – надпись, утверждающая, что именно эта девушка признана первой красавицей Науене, только вот в каком году это было и как звали красотку, никто, похоже, уже не скажет. Глядя на ее скромнейшее темное платье, ногти без агрессивного маникюра, невольно вспомнишь пословицу о том, что скромность украшает. Украшала…

 

«Когда проходят экскурсии, мы всегда интересуемся, может, кто-то узнает людей на этой фотографии, но пока, увы…» – сожалеет Мара, а вместе с ней и мы. 

 

В этом же зале можно рассмотреть облачение священников – труд мастериц-искусниц, облачение представлено для экспозиции католической общиной храма в Силене (Скрудалиенская волость, Даугавпилсский край). Религия в былые времена занимала значительное место в жизни людей. Священник встречал, священник провожал…

 

Чтобы не забыть…

 

Удивительное рядом
А теперь сказ о сундуке или ларце воспоминаний, созданном по инициативе директора Науенского краеведческого музея Эвиты Кусини-Колесниковой. Первый призыв пополнить сундук был обращен к посетителям музея в 2014 году в рамках Ночи музеев. Поясним, что опускать в ларец свои воспоминания могут все желающие, главное, чтобы они так или иначе связывались с Латвией. На сегодня скопилось уже более 200 воспоминаний людей, проживающих в самых разных уголках нашей небольшой страны. Старшей мемуаристке 83 года. Это Эрнестина Плауча из Карсавы, женщина поделилась воспоминаниями о своих годах учебы (1948–1952). «Биографические сюжеты наш сундук может накапливать бесконечно. И вполне возможно, что когда-нибудь они войдут в большой сборник. Поступающие воспоминания оформлены в виде рассказов из личной жизни, рисунков, стихов и даже легенд, которые передаются из поколения в поколение.

 

Порой воспоминания о прошлом подкрепляются фотографиями. Узнав про наш сундук, жители Латвии стали присылать свои воспоминания по почте. Больше всего воспоминаний получаем на латышском языке, но попадаются и на русском, и даже на вентспилсском диалекте ventiņi, возникшем под влиянием языка ливов. А вот на латгальском языке пока не поступило ни одного воспоминания… Средний возраст тех, кто делится воспоминаниями, 40–50 лет. Конечно, в данном случае больший интерес представляют воспоминания, написанные собственноручно, а не напечатанные. В 2014 году наш сундук народной памяти участвовал в открытии Замка Света в Риге и привлек к себе много внимания», – делает акцент экскурсовод. 

 

Хочется рассказать и о том, что в зале творческих материалов музея продолжает создаваться цветастый «мостик» через Даугаву. Эта идея созрела в 2011 году. Есть особое место – Daugavas vārti, где ширина реки составляет немногим более 500 м. Науенский краеведческий музей при содействии латвийских рукодельниц пытается достичь грандиозных результатов и войти в Книгу рекордов Гиннесса, создав самый длинный лоскутный дизайн Аугшдаугавы. К его вязанию сначала приступили мастерицы Науенской волости, после чего к ним присоединились все желающие. На сегодняшний день длина лоскутного «мостика» составила более 100 м. Каждый, кто хочет принять участие в этом рукотворном шедевре, может внести личный вклад в оригинальный проект, оставив тем самым творческий след в истории Даугавпилсского края. Для этого надо связать на спицах, крючком или в технике макраме небольшой фрагмент размером 10 х 10 см или 20 х 20 см. Труд для тех, кто умеет, не бог весть какой, а польза и удовлетворение великие! Для продолжения узорчатой «ленты» нашего времени, создающейся по принципу лоскутного одеяла, сгодится любой вид вязального творчества. Подключайтесь!