Нравы нашего городка8
Но что с глупых птиц возьмешь, какую сознательность, если они и на головы великих способны нагадить. И тут глазам предстала другая картина. От идущего впереди меня семейства отделились двое детей лет 5–6 и со всех ног понеслись в сторону памятника Дубровину. Один с разбега зацепился руками за металлическую крону деревьев с целью раскрутить и покататься, что неудивительно в силу названного возраста, тогда как второй вскочил на собаку, потом на руку бронзового градоначальника и дальше на плечи, где и уселся, свесив по обеим сторонам его головы ноги. Все это было проделано моментально и позволяло предположить, что проделано не впервой. От такой «героической» прыти своего отпрыска родители пришли в умиление, а я замерла в шоке. После чего попросила сделать замечание тому, что на Дубровине. Родители нехотя сделали, недовольный мальчишка быстро спустился вниз.
Слушайте, одно дело потереть нос собаке или каменной черепашке на счастье, присесть на скамейку рядом с бронзовым бардом… Но тут была налицо полная неадекватность поведения в общественных местах. И разве дошкольник виноват, что его не научили, не объяснили? Помните у Маршака: «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…»
Увиденное дало повод вспомнить, как торжественно в сентябре 2007 года открывали памятник П.Ф. Дубровину, сколько слов благодарности произносилось в адрес талантливого скульптора, создателя приветливого памятника Александра Таратынова. И если деревья, входящие в его комплекс, выполненные в стиле хай-тек, дают эдакий забавляющий эффект, то фигура самого Дубровина ничего, кроме почтения, у нормального человека не вызывает. Оставаясь на должности городского головы в течение 15 лет, Дубровин очень много сделал для города, оставив о себе добрую память.
Подводя детей к его чудному изваянию, вероятно, стоит рассказать о том, что именно этот человек является создателем парка, что это Дубровин выкупил и подарил городу землю под ним (1882), а потом заботился об устройстве выбранной территории, руководил планировкой и мелиоративными работами, сам выбирал породы деревьев для посадки в парке. В этом году со смерти П.Ф. Дубровина минуло 125 лет. И Дубровин – не аттракцион, чтобы на него забираться.
А вот сфотографироваться с городским головой позапрошлого века вполне уместно. Можно рассказать ребенку и о том, что данная бронзовая скульптура – дар Центрального округа Москвы, профинансировавшего весьма дорогостоящий проект, реализованный скульптором с мировым именем. Несомненно, скульптура Дубровина стала настоящей изюминкой городского парка, названного его бессмертным для Даугавпилса именем.
А теперь о том, что приводило в ужас в центре города утром в один из дней его славного юбилея. 7 июня на автобусной остановке, что в нескольких шагах от установленных цифр «740» и торгового центра SOLO, возлежала куча, не побоюсь этого слова, человеческого дерьма, стыдливо прикрытая сверху конфетным фантиком. «Мило», не правда ли?! «Аромат вони» распространялся в округе. Пассажиры, ожидавшие транспорт, зажимали носы, стараясь уловить поток свежего воздуха; в пределах же самой, еще новой на вид остановки, никого не было, потому что там была КУЧА. «Знакомьтесь, это Даугавпилс!» – безмолвно обращалась она к проходящим мимо туристам. Конечно, это нонсенс, наш город другой – чистый, цветущий, гостеприимный. Но ведь как это докажешь тому, кто видел и только что описанное? Против фактов, как говорится, не попрешь! Приведенные сюжеты – для кого-то повод задуматься, для кого-то – опомниться. Понятно, что не все из нас на памятники взбираются, как и не все гадят на остановках. Но, по сути, эти примеры из одного мешка безнравственности и невоспитанности.
В даугавпилсских скверах можно увидеть скамейку, измазанную желтой краской, бетонное обрамление фонтанчика, исписанное черной, молодые люди, по отзывам, далеко не всегда уступают место в городском транспорте пожилым и инвалидам, а оставленный после отдыха мусор на берегу водоема – просто визитная карточка современности. При этом давно подмечено: те, кто так поступает, как правило, не участвуют в субботниках.
«Медведя лет пяти-шести учили,
как себя вести...
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
и не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть…»
Того медведя, кажется, правилам поведения обучили, но, похоже, что некоторых представителей человечества этому научить сложнее. Может, все-таки попробуем уважать то место, где все мы живем, иначе варварство какое-то получается, честное слово.