Он сразу озвучил основную боль руководителей местных стройфирм – демпинговые цены. Но тут же обозначил: «Да, это, безусловно, проблема, но ведь мы сами по ним и работаем! Рубим сук, на котором сидим! Сколько раз было, что на конкурсах в Даугавпилсе побеждают крупные фирмы с миллионными оборотами, у которых и строителей-то своих нет. В случае победы эти фирмы не везут в Даугавпилс своих работников, которым платят командировочные и обеспечивают жильем… Нет, они находят дурачков, извините меня за прямоту, которые идут работать за предложенные им деньги».
Справедливости ради Виктор Пуриньш отметил, что и заказчики – самоуправления – порой буквально поражают своими действиями. «В одном из волостных самоуправлений, где положение строительного конкурса разрабатывал сам председатель, победила фирма, предложившая цену в 24 тыс. латов. Я сам сел и подсчитал – только материалы будут стоить 31 тыс. латов! Я пошел к тому председателю и стал спрашивать, как он может отдавать победу явно демпинговому предложению. А он мне говорит: «Да мы потом договоримся», – рассказал председатель ассоциации о шокирующих реалиях проведения конкурсов на строительство.
Брак на всех этапах проекта
Более 20 представителей местных строительных фирм вступили в дискуссию со своими примерами и предложениями. Глава компании Būvmehanizаcija Иосиф Реут рассказал, как один его знакомый недавно проиграл конкурс на строительство дороги, а потом выигравшая рижская компания наняла его на субподряд по той же цене, с которой он проиграл конкурс. Как такое возможно? Ответить не смог никто… Во избежание таких ситуаций Иосиф Реут предложил, во-первых, не экономить европейские деньги, а во-вторых, обязательно включать в состав закупочной комиссии специалиста в строительстве.
Технический директор фирмы Arhis Сергей Бескровнов взялся разложить по полочкам абсурдную ситуацию с утеплением школ. По мнению опытного проектировщика, все пошло наперекосяк еще с момента объявления конкурса на техническую документацию. «Управление образования озвучило ориентировочную стоимость проектировки – 500–700 тыс. латов. Но в конкурсе победила фирма, которая предложила цену в 106 тыс. латов! Позже результаты этого конкурса были оспорены, и во второй раз победителем признали рижскую компанию, взявшуюся подготовить проект за 146 тыс. латов. А проектировщики, скажу я вам, народ такой: «На сколько заказали, на столько и спроектируем». Потом еще проводились конкурсы на стройнадзор. При ориентировочной цене в 180 тыс. латов победила фирма, предложившая 80 тыс. латов. Само строительство также обходится минимум в два раза меньше, чем должно реально стоить. Например, не 406, а 204 тыс. латов за один из подрядов. Что в итоге? Мы получаем брак на всех этапах проекта! Пора уже понять, что не существует минимальной цены! Есть экономически выгодная! А демпингующие компании, которые ответственны за брак, надо заносить в черный список и не допускать больше к конкурсам самоуправления!» – указал в сердцах Сергей Бескровнов.
А главный в комиссии – юрист
Следующим слово взял глава компании Gаdība Евгений Васильев. С одной стороны, он заявил, что «это позор для города, когда местные строители ходят в дурачках у рижских», а с другой, пожаловался, как его работники вынуждены достраивать больницу вместо фирмы RBSSKALS, которая выиграла за 2 млн латов 4-миллионный проект. «И все спокойны. А меня это уже просто бесит!» – заявил Евгений Васильев.
Руководитель компании Ditton Būve Юрий Денисов стал ему оппонировать: «Надо начинать с себя! Зачем заключать такой договор, если видно, что цена явно занижена?! Надо любить и уважать себя и своих сотрудников! Пускай лучше у нас не будет работы вообще, и мы закроем офис компании на ключ, а государство полгода платит моим рабочим зарплату (потому что я платил за них все налоги), чем мы будем работать ниже себестоимости!»
Коллега Евгения Васильева Анатолий Дубин объяснил, что этой зимой строители готовы были работать за самый минимум, поэтому брались и за такие объекты. Он также внес несколько предложений по улучшению ситуации: «Кто изучает наши папки с предложениями на конкурсы, если в закупочной комиссии главный – юрист?! Приходишь на такую комиссию и понимаешь, что ты больше забыл, чем они все знают о строительстве. Они просто ищут самую низкую цену – вот их задача! А нам надоело быть дураками! Если проигрываешь в конкурсе, то хочется, чтобы это было по справедливости. Если побеждают фирмы с ценами в два раза меньше реальных, то пусть они потом проводят ликбез для проигравших и рассказывают, с какой Луны они привозят такие дешевые, но якобы качественные материалы! Мы тоже хотим знать, как это возможно!»
В ходе дискуссии ее участники не раз призывали обратить внимание на заграничный опыт. «Я бывал в Брюсселе, Берлине и даже Токио и могу сказать, что там нет такого понятия, как генподрядчик. Там есть компания, реализующая строительный проект. Она сама проводит конкурсы на выполнение различных работ в рамках этого проекта, в результате чего – совсем другое отношение и результат», – рассказал глава ассоциации Виктор Пуриньш. Руководитель даугавпилсской компании REM PRO Михаил Рябоконь рассказал о схожем опыте: «За границей проводится конкурс не только на подрядчика, но и на строительного эксперта, который своей лицензией и репутацией отвечает за то, что выбранный подрядчик построит объект именно за ту цену, которую он предложил».
Все знают, кто демпингует
Сергей Бескровнов в конце концов предложил наоборот, очень латвийский способ лоббирования местных фирм: «Давайте договариваться прямо здесь, в Думе, с местными строителями и проектировщиками о том, что они будут предлагать на конкурсах заниженные цены, а заказчик, то есть Дума, позже все равно даст им заработать адекватную сумму через резервы дополнительных работ, которые есть в каждом проекте!»
Однако председателя Городской думы больше волновало не будущее, а настоящее местного строительства. «Вы сами знаете, кто из вас демпингует и на каких объектах идет серьезное отставание, – сказал Янис Лачплесис. – Парадокс в том, что и заказы есть, и деньги есть, но именно наши строители, которые дали такие низкие цены, теперь не могут выполнить наши заказы! Так что я попросил бы вас для начала подумать, как улучшить ситуацию на уже идущих стройках и чем платить зарплату людям, чем давать уроки менеджмента самоуправлению». С этими словами мэр удалился по другим делам, так как дискуссия шла уже второй час. Рассудить ее участников попытался вице-мэр Вячеслав Ширяков. Он отметил, что, во-первых, винить во всех бедах заказчика нельзя. По его словам, в закупочных комиссиях есть и специалисты по строительству, а любой чиновник, определяющий победителя конкурса, несет ответственность (вплоть до уголовной) за принятие решений, не выгодных Думе. Последняя фраза вызвала лишь улыбки на лицах строителей…
Тем не менее вице-мэр продолжил и сказал, что, во-вторых, если сейчас вводить так называемые черные списки, то «метку» получат именно даугавпилсские фирмы. «Мы сделали все, чтобы строительный рынок города был под ними, но по факту они не справляются с этими объемами», – констатировал Вячеслав Ширяков. В-третьих, он указал, что местные строители порой видят приоритетными объекты в других самоуправлениях, надеясь, что уж свои, даугавпилсские, ругать за опоздание сильно не станут. «Так нельзя, и у нас вы тоже будете получать штрафы за срыв сроков!» – предупредил он. В-четвертых, вице-мэр объявил о намерении Думы искоренить брак на своих объектах: с новых дорог берутся образцы покрытия, а школы после утепления пройдут обязательную термографию, которая покажет, остались ли потери тепла.
И наконец, он поддержал идею строителей встречаться в Думе чаще, но «не с обвинениями, а с конструктивными предложениями».
![]() |
Виктор Пуриньш |