Иностранцы скупают Латвию, или кому будут прислуживать жители нашей страны1
Это не те инвестиции с добрыми помыслами вроде создания рабочих мест и развития региона, о которых то и дело ведут любезные диалоги главы нашего города с заезжающими в Даугавпилс послами разных стран и атташе по экономике. Это коварное и безжалостное «коллекционирование» латвийских земель, лесов и даже предприятий, которое в итоге может обернуться фактическим господством иностранцев не только на уровне международных кредиторов, но и в качестве фактических хозяев всего народного хозяйства Латвии.
Это мы плакали...
Возьмем, к примеру, землю. Входящие в число 25 крупнейших латвийских землевладельцев иностранные компании за год увеличили свои совокупные владения на 36 тыс. гектаров, в то время как годом ранее за тот же период приобрели 24 тыс. гектаров – 50%-й рост темпов выкупа латвийской земли! По сведениям Latvijas avīze, если взять десятку крупнейших землевладельцев, то в ней восемь компаний полностью или большей частью принадлежат иностранцам. В общей сложности этой десятке год назад принадлежало 32,6 тыс. гектаров земли, из которых только неполные 4 тыс. – латвийским компаниям.
Это мы плакали, что у нас кризис, и ничего не продается. Предприимчивые скандинавы (именно они чаще всего фигурируют в качестве прямых или опосредованных держателей капитала компаний-землевладельцев в Латвии) держали ухо востро и воспользовались снижением цен на недвижимость. Дело в том, что по новым правилам, принятым относительно недавно в Латвии, на значение кадастровой стоимости недвижимости влияет среди прочего количество сделок и рыночная цена. То есть в последнее время кадастровые цены многих участков земли снизились, что также сыграло на руку щедрым и агрессивным покупателям. В исследовании, проведенном Baltic Screen, фигурируют именно некогда крупнейшие местные землевладельцы, которые ныне продали всю свою недвижимость иностранцам!
Хозяйки лесов - "дочки" скандинавов
Еще буквально год назад засилье иноземных собственников было не так очевидно в рядах хозяев латвийских лесов, но и в этой сфере, как сообщает Latvijas avīze, налицо кардинальные и чрезвычайно печальные для латвийцев изменения.
В числе 25 крупнейших владельцев леса в Латвии еще год назад было только 9 компаний с иностранным капиталом, теперь их уже 12. Тенденции неутешительны. Скандинавы работают примерно по следующей схеме. Финской SPP Livforsakring AB и норвежской Norvеģijas Storebrand Livsforsikring AS принадлежит компания Foran Real Estate, чисто номинальным совладельцем которой (3,47% долей капитала) является латвийский предприниматель Гундарс Скудриньш. В прошлом году Foran Real Estate завладела 9,2 тыс. гектарами латвийского леса. Годом ранее – 17 тыс. гектарами. Таких якобы частично латвийских компаний, которые являются «дочками» чисто скандинавских родителей, в последние годы появилась тьма. И Государственная земельная служба неустанно регистрирует все новые их приобретения, которые измеряются тысячами гектарами леса.
Для сравнения, одним из крупнейших приобретений лесных площадей чисто латвийской частной компанией считается покупка 460 гектаров леса предприятием Latvijas finieris.
Демонстрация вседозволенности
О нем, кстати, и пойдет речь далее. Многие наши читатели заметили странную рекламу, появившуюся на центральных телевизионных каналах. Некое предприятие Sveza Invest скупает акции Latvijas finieris по цене от 1 до 10 тыс. латов в зависимости от типа акций. Почему такие сделки стали достоянием общественности и неужели акционеров латвийского производителя березовой фанеры нельзя найти иным способом, кроме как пускать рекламные ролики по ТВ в прайм-тайме?
Российское предприятие с нерусским названием Sveza официально заявило о своем интересе к Latvijas finieris с целью укрепления своих позиций на европейском рынке и готовности платить по 10 тыс. латов за одну акцию предприятия с правом голоса, однако общий объем предполагаемых инвестиций, как и результаты финансовой деятельности Sveza за последний год, озвучивать не стало.
В ответ на это Latvijas finieris выступило с заявлением, что акциями компании интересуются часто, но, как правило, международные концерны уважают решение акционеров не расширять свой круг. До сих пор, если акции Latvijas finieris продавал некто из их держателей, то правом первой руки на их покупку пользовались другие акционеры компании. «Публичное предложение российского конкурирующего предприятия выкупить акции удивляет своей агрессивностью и демонстрацией вседозволенности», – говорится в заявлении Latvijas finieris.
Член объединения независимых финансовых консультантов Prudentia Гиртс Рунгайнис в интервью Dienas bizness допустил, что истинные цели Sveza могут состоять в закрытии латвийской компании, которая стала одним из ведущих предприятий в своей отрасли в мире. Кроме того, по словам Рунгайниса, реальная ценность акций Latvijas finieris в 2–3 раза превышает номинальную стоимость в 10 тыс. латов, которые предлагает Sveza Invest.
50% активов заложены в банках
Это латвийское предприятие пока не поддается желаниям инвесторов с Востока, которые, возможно, задумали просто-напросто нейтрализовать невыгодного конкурента, прикрываясь желанием «инвестировать в латвийскую экономику». Однако таких сильных предприятий, как Latvijas finieris, у нас все меньше. В среднем за месяц в Латвии по-прежнему возбуждается по 238 процессов о неплатежеспособности местных компаний. Более того, по данным Lursoft, более 40% компаний имеют минусовой собственный капитал, что может в будущем еще более увеличить количество таких процессов.
Известный в Латвии юрист, который называет себя кризисным менеджером, Эдгарс Карелис недавно поделился следующими наблюдениями с Dienas bizness: «Думаю, что как минимум 50% активов латвийских предприятий заложены. Самостоятельно могут выживать те предприятия, у которых стабильный экспортный оборот. У остальных все в кредит. Большинство предприятий имеют ограниченную платежеспособность, ведь кризис есть, и этого нельзя отрицать. В дальнейшем все зависит от действий банка: ликвидация, аукцион или продолжение производства. Естественно, у каждого банка свое видение того, как надо обходиться с должниками».
При столь незавидном положении местного бизнеса, заложенного в иностранных банках, да с такими напористыми «инвесторами», вроде скандинавских скупщиков недвижимости или российского предприятия Sveza, наша экономика имеет все шансы попасть в полную и безоговорочную зависимость от воли новых хозяев Латвии…
P. S. Помните, как пару лет назад, на рассвете кризиса, по Интернету гулял призыв к шведам оккупировать Латвию? Жители нашей страны даже собирали подписи под этой просьбой. Заживем, мол, в составе Швеции-то! Эта акция была в итоге признана шуточной, и вскоре о ней все забыли. Но теперь кажется, что шведы, прочие скандинавы и даже россияне в последние годы тихо, но верно преследуют цели экономической «оккупации» нашей республики. Только вот заживем ли мы припеваючи под их господством?