Как выжить в "американской мечте". Тернистый путь даугавпилчанина Эдгара16
- Эдгар, скажи – как ты попал в Америку, что за обстоятельства вынудили тебя уехать из родных пенат заграницу?
- Так случилось, что наша семья состояла из двух человек – я и отец. Мамы не было. Папа вырастил меня, хоть это было и нелегко. Он тогда работал сварщиком на «Даугавпилсских теплосетях», а в 90-е зарплаты были не ахти какие большие. Жили бедно. Работа тяжелая: приходилось залезать в котлы, где температура приближалась к 100 градусам. Отцу приходилось дополнительно перебиваться мелкими заработками. Ведь, в принципе, экономическая ситуация тогда (а это было десять лет назад) была как сейчас – т.е., говоря народным языком, никакая.
Как-то один раз отец пришел с работы убитый – взгляд усталый, ноги не держат, короче, плюхнулся в кресло и заснул. Тогда стало ясно, что нужно менять жизнь.
Жизнь поменялась неожиданно. Папа шел как-то по улице, увидел вывеску: заполните анкету и выиграйте гринкарту. Отжалел он 5 латов, заполнил и благополучно забыл об этом. Прошел год. Приходит по почте конверт; нужна дополнительная информация. Отец отослал и по традиции вновь забыл об этом. Но через восемь месяцев – еще один конверт! Вызывают на собеседование в Польшу, к послу... Денег на поездку конечно не было, собрали все сбережения, некоторую сумму одолжили. Приехали.
После собеседования ждали ответа две недели. Жили у одной бабки. Питались: чай и хлеб с маслом. А потом, когда в посольстве получили положительный ответ и получили гринкарту обнаружили, что сроки-то выезда оговорены... А билеты на двоих стоили 800 латов. Где деньги взять? Мы продали почти все что было, кроме хутора и квартиры – 30 гектаров земли, старенькую «копейку», мопед и гараж. После покупки билетов осталось «баксов» 700. Сели в самолет и...
- А что было дальше? Как тебя приняла Америка? Гостеприимно?
- Из самолета вышли с двумя чемоданами... Куда идти – неизвестно. В Нью-Йорке первое время кантовались у знакомых. Затем объявилась родственница в Сиэтле. Приехали. «Понянчилась» она с нами неделю и спихнула – дело понятное, у всех есть личная жизнь, в которой лишние не нужны. Правда перед этим помогла встать на учет в Society security (это служба помощи иммигрантам). Нам тогда дали льготы на питание: талон по которому можно было отовариться на 200 долларов.
С этой карточкой кантовались два месяца – до первой папиной зарплаты. Ему тогда назначили ставку 10 долларов в час. Он отрабатывал смену, а потом шел на вторую работу, к украинцам... Можно сказать жил на улице. Так три месяца.
Мне, 12-летнему пацану, было ужасно одиноко в четырех стенах (отец снял комнату, где даже не было на чем спать). Единственной отдушиной стал купленный папой велосипед. Но в сентябре, когда я пошел в школу, все изменилось. Наконец у меня появилась возможность общаться со сверстниками.
Меня отправили в ISL-класс – специальный, для иностранцев. Литература и чтение у меня было с приезжими, а все остальные предметы с американцами. Но на этом мое счастье не закончилось. Отец где-то достал два старых матраса... Мы их, честно говоря, «прихватизировали». Это был настоящий праздник – не надо было спать на полу.
- Да, «американская мечта» оказалась поначалу не такой уж и мечтой... Эдгар, а как дальше складывалась ваша с отцом жизнь, когда вы уже «встали на ноги»?
- Мне всегда хотелось путешествовать, узнавать что-то новое – ландшафты, культуры, традиции... В 15 лет папа мне сказал: «хочешь ездить по миру – иди зарабатывай!». Так я устроился в магазин упаковщиком. Моя зарплата тогда составляла 5,75 долларов в час. Потом три года в «Star protection agency» - это такой небоскреб в Сиэтле – там вокруг были такие солидные дядечки-тетечки, работающие на государство. Мне эта работа не нравилась – немного поднадоела. Поэтому я решил продолжать учебу. Поступил в Вашингтонский Университет на факультет – изучал русский язык и литературу, а также скандинавские культуры и языки. Скажу тебе там были прекрасные профессора! После четырех лет университета – Военная Академия. Там учусь уже два года. И сейчас нахожусь в резерве Армии Соединенных Штатов Америки.
Каждое утро у меня начиналось так: в 6 утра подъем, пробежка, затем лекции в военном классе. Последний год расписание изменилось: встаю в половину восьмого и на лекции, потом тренировка до 9 вечера, а с 10 до 3 ночи работаю в клубе в охране. Итого в будние дни сон занимает у меня – около 4-4,5 часов.
- Эдгар, скажи – насколько справедливо и объективно описана американское общество в фильме Бодрова «Брат-2»? Ведь на постсоветском пространстве его восприняли, как голую правду о реалиях жизни в США...
- Очень хорошо показаны районы Нью-Йорка, – Бруклин, Брайтон-Бич – действительно там огромное количество «хомлесс» (по-нашему: «бомжей»). Постоянные разборки, наркоторговцы – все это есть в Америке, как в общем-то и почти везде в мире. В любой стране есть две стороны медали – плохая и хорошая. Бодрову в фильме «Брат-2» удалось показать и хорошую сторону – этот американец-шофер, который помог главному герою уехать обратно в Россию...
- Но, послушай, если, как ты говоришь, в почти (заостряю на этом слове внимание – прим. авт.) любой стране есть две стороны медали, то почему ты мечтаешь вернуться в страну, где, уж позволь мне быть субъективным, одна сторона медали... не лучшая?
- Почему я возвращаюсь домой?... ДОМОЙ, ведь!... Здесь моя родина. Все эти 10 лет, что я живу в США, раз в год, на 2-3 месяца приезжаю домой. Ты знаешь, у каждого человека должно быть счастье. Мое счастье – в путешествии, в дороге. Вдвойне счастье, если это путешествие на родную землю.
А вообще, путешествие – это вся моя жизнь. Я там, в Америке, поживу, поработаю полгодика и чувствую сердцем – пора! Дома идешь по родной земле, возьмешь рюкзак на плечи, встретишь хороших друзей и чувствуешь, что кому-то нужен.
- Эдгар, ты своим личным примером доказал, что даже в тяжелых жизненных ситуациях можно освободиться от пут безысходности, чего-то достичь. Что ты можешь посоветовать нашим даугавпилсским читателям, чем поделиться, может есть какой-то «фирменный» рецепт успешности?
- Все, абсолютно все – в наших руках. Во-первых, нужно учиться. Во-вторых, не думать, что свет заканчивается в Даугавпилсе: можно уехать, заработать капитал, а потом вернуться и вложить эти деньги в родную экономику. Так хочу сделать я. Это моя мечта. Когда-нибудь я вернусь в Латвию, построю домик в деревне, заведу семью и детей. И буду ЖИТЬ. Но, через несколько дней, увы, я вновь уезжаю в США. Уезжаю с тяжелым чувством...
![]() |