Детский дом «Приедите» расформируют

Детский дом «Приедите» расформируют
Через несколько лет воспитанники детдома «Приедите» будут расселены по групповым квартирам и другим более «cемейным» учреждениям. Детдомов в таком виде, как сейчас, у нас не станет

 

C 2015 года в городе разрабатывается план по деинституционализации. Процесс направлен на ликвидацию крупных социальных институций, но в то же время предполагает создание новых – узкоспециализированных.

Как рассказывает эксперт Думы по этому проекту Ливия Дрозде, в результате реализации этого плана детский дом-приют «Приедите» закроют в обозримом будущем. Его воспитанники получат возможность жить в другой среде – более приближенной к семейной и не оторванной от реальной жизни.

 

«Дети, оставшиеся без родительской опеки, все равно должны жить как в семье и усваивать определенные социальные роли, модели. В свою очередь подростки должны уметь вести хозяйство, подавать показания счетчиков, ходить в домоуправление, планировать бюджет, ездить к врачу. Они должны понимать, что сами несут ответственность за свою жизнь», – поясняет Ливия Дрозде.

 

Она представила членам социального комитета Думы разработанный к настоящему моменту план, который подразумевает создание в нашем городе следующих учреждений:

 

  • групповых квартир с семейной средой «3 х 8» для 24 детей;
  • Молодежного дома: по сути – те же групповые квартиры, но для подростков 15–18 лет, причем планируется, что это будут три специально оборудованные муниципальные квартиры в одном из жилых домов города;
  • центра Atelpas brīdis (буквально с латышского – «Передышка»), куда родители смогут в общей сложности на 30 дней в году отдавать своих детей с функциональными нарушениями, чтобы отдохнуть, сходить к врачу, в гости и т. п.;
  • дневного центра для детей с функциональными нарушениями (в принципе, таковой уже работает на ул. Архитекту, 21).

 

Кроме того, большую ставку делают на приемные семьи, поддержку которых недавно усилило самоуправление. В частности, Соцслужба будет искать семьи, готовые принять детей с сильными функциональными нарушениями и отклонениями умственного характера. Сегодня такие дети из Даугавпилса живут в краевом центре «Калкуны» и в аналогичном центре «Калупе».

 

«Во всем мире практика такова, что такими детьми занимаются приемные семьи. Будем надеяться, что и у нас такие найдутся. Некоторых детей из этих центров сможем поселить в групповые квартиры», – прогнозирует Л. Дрозде.

 

Единственная категория детей, которые не попадают ни в одно из вышеупомянутых учреждений, – это дети, которых в срочном порядке изымает из семей Сиротский суд. Нередко это происходит и ночью, и на выходных. Как говорит председатель Сиротского суда Инга Цауня, срочным решением ее коллег порядка 30 детей в год нужно забрать из семьи и отвезти в безопасное место. Сегодня таковым является детский дом «Приедите». Но если его закроют, везти детей некуда. Разве что в другое самоуправление? Но тогда придется платить за эти услуги. Не выгоднее ли нашему самоуправлению самому содержать такой центр?

 

На эти вопросы ответов пока нет. Подсчеты на создание такого Кризисного центра пока очень приблизительные, поэтому руководство Думы не спешит принимать решение. Однако председатель социального комитета Думы Хелена Солдатенок указывает:

 

«Даже если мы будем тратить на содержание кризисного центра 100 тысяч евро в год, это немного, ведь на "Приедите" сегодня уходит около миллиона. В любом случае я уверена, что здание приюта нужно утеплить, чтобы в будущем использовать его для других нужд».

 

Деньги на создание всех других институций, кроме Кризисного центра для детей, городу выделит Министерство благосостояния в рамках поддержки деинституционализации. Л. Дрозде отмечает, что эта программа должна быть реализована до 2023 года, пока будет доступно финансирование. По прогнозам эксперта, сотрудникам социальных учреждений города не нужно бояться потерять работу, ведь опеку над юными жителями групповых квартир, над клиентами дневных центров все равно нужно будет осуществлять. Просто все эти учреждения будут разбросаны по всему городу и каждое реализовывать свою функцию. Членам Социального комитета в ходе обсуждения то и дело хотелось централизовать эти новые учреждения, расположить их территориально рядом друг с другом. Но Л. Дрозде акцентировала:

 

«Этого делать нельзя. Именно в этом идея деинституционализации: забыть про крупные социальные центры и учреждения, расформировать их и рассредоточить по городу, чтобы их клиенты жили не в закрытом учреждении, а в среде, приближенной к реальной семейной жизни».