Философия циркового бытия1

Философия циркового бытия
Цирк – чуть ли не единственное прибежище чистого искусства. На арене не слукавишь. Акробат, жонглер или дрессировщик все должен делать сам, фонограмма не прокатит.

На прошлой неделе в Даугавпилсе давал представления литовский Amber cirkas («Янтарный цирк») – шапито возвращало взрослых в мир детства, а малышей погружало в атмосферу волшебства, память о котором сохранится на всю жизнь. 

 

Перед началом одного из последних представлений в нашем городе «СейЧас» пообщалась с директором и основателем цирка Amber  Дариусом Щеснулевичусом. 

 

Философия циркового бытия
Ввиду того что цирковая студия Alytus в одноименном литовском городке располагалась рядом с домом, где проживала семья Дариуса, ему было предначертано стать цирковым.  «Этой студией в советское время руководил талантливый иллюзионист Леонидас Баканас – увы, ему суждено было погибнуть в автоаварии в начале 1990-х. У нас тогда была отличная программа, выступали в ДК колхозов, ездили на БАМ, на Всесоюзные фестивали, гастролировали и в Рижском цирке…» – рассказывает Дариус, долгое время проявлявший себя как жонглер на вольностоящей лестнице. 

 

«Как сезонная карта ляжет»

 

Вообще-то, по первой специальности Дариус электросварщик, а цирк сначала воспринимался увлечением. Тем не менее уже до призыва в армию Дариус достиг завидных результатов в выбранном жанре – становился лауреатом многих конкурсов. Срочную службу проходил на территории ГДР. Армейская самодеятельность всегда была востребованна – любое творчество помогает крепить дружбу, международную в том числе. Когда солдат сварил металлическую лестницу и показал командирам, на что способен, служба как таковая для него закончилась, начались концерты в составе ансамбля Песни и пляски группы советских войск в Германии. Выступал в солдатской форме, что только добавляло зрительского восторга. 

 

Во время нашей беседы в пустом шапито к Дариусу подошла черно-белая собачка. «Цирковая? Выступает?» – поинтересовалась я. – «Нет, это наша Пупа, она только для души, добрая очень. Из приюта взяли. Для дрессуры не годится, – пояснял директор цирка, поглаживая собаку. – Когда создавался цирк, встал вопрос о собаках и кошках для выступлений. Приют для животных стал находкой в этом смысле. В нашем цирке вообще много спасенных животных. И все домашние, привычные, диких нет. У нас на арене выступают козы, коты, утки, лошади, корова и собаки, разумеется», – перечислял Дариус.  После армии он некоторое время работал служащим в Рижском цирке, чтобы, как объясняет, понять систему профессионального цирка, то, как в нем организована работа. Первый номер в Рижском цирке Дариусу помог поставить воздушный гимнаст Гунар Каткевич, которого мой собеседник с почтением называет выдающимся мастером советского цирка (Г. Каткевич – в прошлом директор Рижского цирка – уроженец Латгалии. В 1970-м году воздушные акробаты Г. Каткевич и Т. Мусина с номером «Фантазия в воздухе» получили международное признание. После ухода дуэта с арены номера подобной сложности в Рижском цирке больше не ставились. Гунара Каткевича не стало 2 февраля 2007 года. – Прим. авт.).  

 

«С этим номером я впоследствии объехал с разными цирками чуть ли не весь мир – от Южной Африки до Гренландии. Но сейчас его уже не показываю. Выступаю как канатоходец и акробат. Незаметно подошел возраст, когда стало трудно заключать контракты с хорошими цирками. Раздумывая, как не порвать с делом жизни, я в итоге все накопления пустил на создание своего цирка. Шесть лет тому назад собрал друзей, начали ездить с выступлениями по Литве. Нарабатывалась разнообразная программа, появились дрессированные животные. Ни государство, ни самоуправление Алитуса наше начинание не поддержали, да мы и не настаивали. Работаем в качестве самозанятых. А это означает: бензин, налоги, зарплата, корм для животных, их лечение, прививки, всевозможные разрешения – все должны обеспечивать сами. А еще надо какие-то деньги на зиму отложить. Все это в основном забота директора, для артистов проблемы не так заметны, их дело – репетиции и выступления. Рассчитывать на определенный доход сложно, тут как сезонная карта ляжет. Все непредсказуемо: интерес зрителей, их достаток, погода. Сезон вполне может оказаться убыточным. Зато нет зависимости от властей. Я несу ответственность за благополучие людей и не стал бы откладывать намеченный маршрут ради одного выступления на Дне города. В настоящее время коллектив Amber cirkas – это 18 человек, 12 из которых – артисты».

 

Философия циркового бытия
Философия циркового бытия

Философия циркового бытия

Философия циркового бытия

 

Дариус прокомментировал и запрет на выступления в цирках на территории ряда стран дрессированных диких животных. «Такие запреты создают впечатление, что только в цирке к животным может быть плохое отношение. Но это не так! Посмотрите: у одного собака живет как королева: при маникюре и педикюре, хорошем питании, модной стрижке и т. д., а другой содержит животное в ненормальных условиях, оно недоедает, ни о каких прививках речь не идет. Виной такому обращению – человек. И в цирке то же самое. Нельзя всех под одну гребенку. Может, правильнее не запрещать, а ужесточить контроль? Но запретить, конечно, легче. Между тем экзотические животные на цирковой арене – это всегда буря зрительских эмоций. Ведь не все могут путешествовать по Индии, многим жителям Латвии даже до Рижского зоопарка не добраться – дорого. И где в таком случае простому обывателю увидеть живого слона или тигра? Только в цирке! А сейчас идет цепная реакция, не за горами тот день, когда и в Литве введут запрет на выступления диких животных.

 

Мы курсируем по небольшим городам Балтии – людям удобно: никуда не надо ехать. И так было испокон веков, цирки кочевали с места на место – это традиция».

 

Дариус Щеснулевичус обращал внимание и на то, что в Литве нет профессионального стационарного цирка. Зато в текущем сезоне целых восемь передвижных: 4 литовских, 3 чешских и 1 украинское шапито. Конкуренция! Чертоги передвижного цирка разворачиваются за три часа. Справляются четверо рабочих, иногда на помощь приходят цирковые.  «В прошлом году "Янтарный цирк" успешно выступил в Риге. А в этот сезон мы решили показаться Латгалии. И здесь нас тоже очень тепло принимают, в зрителях недостатка нет», –  с удовлетворением отмечает директор цирка-передвижки.

 

По словам Дариуса, в Алитусе сейчас работает цирковая школа Dzukija, преподаватели которой в летнее время задействованы на гастролях Amber cirkas. 

 

На представлении Amber cirkas в Даугавпилсе зрители от души аплодировали акробатам и гимнастам с Украины и из Литвы, канатоходцам, трогательному и веселому клоуну Альбертасу и другим артистам. 

 

Лаской добьешься большего

 

«СейЧас» задала несколько вопросов и дрессировщику всевозможной домашней живности Павлу Исакову. Детство Павла связывается с деревней в Вологодской области. Мальчишкой он много времени проводил с лошадьми. С течением лет жизнь распорядилась так, что Павел оказался в Риге. От Рижского цирка поехал в Польшу, работал в номере с медведями. «Ехали медведи на велосипеде…» Те польские гастроли оказались судьбоносными в личном плане – свели с эстонской воздушной гимнасткой Юргите, которая стала его женой. Сегодня Юргите руководит цирковой студией. 

 

С пони Павел начал работать шесть лет назад. Позднее отзвуком деревенского детства присоединились лошади. А до этого успел походить по стеклам и острию сабель, поработать со слоном и хорьками. «Животные очень разные, и подход к ним должен быть разным, – говорит укротитель. – Лаской всегда добьешься большего. Взять хотя бы пони – чуть шлепнешь, так будет стоять, как упрямый осел. А медведи вообще запоминают обиду надолго. Их трогать нельзя – будут защищаться, и мало не покажется. То есть любой агрессией ты настраиваешь животное против себя. У меня другие принципы. 

 

Лошадей мы по всей Литве собирали, – продолжает Павел. – В программе задействованы лошади, которые уже не могут проявить себя в спорте. Или, к примеру, белый конь Шельнис годами возил карету в Клайпеде, у дельфинария. После такой работы у нас этот конь, можно сказать, отдыхает». 

 

И тут опять прибежала Пупа, стала жаться к ногам дрессировщика. Оказывается, собака панически боится грома, который как раз в это время разразился в Даугавпилсе. Павел взял собаку к себе на колени, и та благодарно затихла. А дрессировщик вспомнил о черном коне Дарлинге, у которого своя цирковая история. «Янтарный цирк» принял его с больными ногами, потребовалось лечение, реабилитация. Кроме того, у коня были проблемы с психикой, животное не доверяло людям. «Сейчас это совсем другой конь, по глазам видно…» – улыбается Павел. А пони для выступлений он купил у одного фермера. «И все-таки лошадей дрессировать легче. Чем меньше конь, тем вреднее лошадка», – утверждает специалист, для которого цирк, как и для всех его соплеменников, – это жизнь.

 

Сын П. Исакова  Каспарас Буянаускас  известный далеко за пределами Литвы жонглер. В 2017 году выиграл главный приз в шоу «Литовские таланты», после чего заключил контракт с цирком в Дании. Парню подмигнула ее величество карьера! 

 

И в заключение – о клоуне Альбертасе. Знакомство коверного со зрителями начинается с того, что он гримируется прямо на арене на глазах у почтенной публики. Пришел обычный человек, пусть полноватый, но мало ли таких среди нас? Сел перед зеркалом, несколько манипуляци, – и вот он уже клоун с красным носом и добродушной улыбкой. Встречайте веселое настроение! Когда представление состоялось, Альбертас опять присел перед зеркалом, чтобы снять грим и выпить стакан воды. Но не тут-то было, к нему то и дело заглядывают уставшие цирковые, которые тоже хотят пить. В итоге клоун никак не может напиться, а в оставшуюся на дне кувшина воду ставит подаренную кем-то розу, чтобы та не завяла. Такова философия циркового бытия. Цирк дает нам напиться, насытиться положительными эмоциями. Мы же можем отблагодарить его  одним – аплодисментами и криками: «Браво!» У даугавпилчан это получилось!