Госсектор опять призывают умерить аппетиты. Услышит ли?

Госсектор опять призывают умерить аппетиты. Услышит ли?

Глава Минфина бьет тревогу: госдолг Латвии уже вырос до 47% ВВП. Выступая в Сейме, он заявил, что госсектору следует ужаться и найти, как сэкономить почти полмиллиарда евро.

Свою речь министр Арвил Ашераденс произнес на внеочередном заседании Сейма, когда отчитывался о ходе реализации Плана бюджетной структуры Латвии на 2025–2028 годы. Главная мысль, которую он доносил до аудитории: фискальную политику страны в ближайшие годы надо проводить так, чтобы госдолг ни в коем случае превысил критический порог в 55% валового внутреннего продукта (ВВП).

 

Между тем, на конец прошлого года госдолг достиг уже 19 млрд евро, или 47% ВВП. При таких темпах, как подсчитал Минфин, в ближайшие три года он увеличится до 53% ВВП.

 

Этого, по мнению министра, допустить нельзя. Оптимальным он считает удержание государственного долга на уровне 50% ВВП, поскольку государство дополнительно поддерживает резерв ликвидности в размере 3–4% ВВП для удовлетворения неотложных потребностей.

 

При этом Ашераденс перечислил все вызовы, стоящие перед Латвией и предполагающие траты, от которых отказаться нельзя. Первый вызов — это «растущие имперские амбиции России» и ее «агрессивная внешняя политика», из-за которых Латвии надо быстро и значительно развивать свою военную промышленность и укреплять обороноспособность. Второй вызов — это политика США, наацеленная на ребалансировку международной торговли, когда Штаты энергично меняют свой торговый баланс со всеми странами мира, отчего в сфере глобальной торговли растет неопределенность.

 

 

«Оба эти вызова оказывают существенное фискальное и экономическое влияние на экономику Латвии», - заявил Ашераденс.

 

Что же надо делать? По мнению главы Минфина, сейчас приоритетны две отрасли — оборонная промышленность и энергетика. Но за счет чего их развивать? Ашераденс предлагает опираться на отрасли с высокой добавленной стоимостью: например — фармацевтику, в которой Латвия имеет как академическую, так и промышленную базу.

 

Другая отрасль, способная принести деньги стране — это искусственный интеллект, «который был бы особенно важен как платформа для новых услуг и продуктов».

 

При этом у Латвии есть большая проблема — плохая демография. Что с этим делать — завозить гастарбайтеров? Нет. «Частично это можно компенсировать мобилизацией рабочей силы, над чем нужно работать, но основное решение — повышение производительности, в котором решающее значение будут иметь качество образования и использование технологий», - заявил министр.

 

Далее он признал, что огромные деньги съедает госсектор, который в Латвии больше, чем в других странах ЕС. «Государственное управление явно должно сузиться, переоценить свои функции и отказаться от ненужного. Необходимо объединить госучреждения с похожими функциями, возможно, объединить и министерства» - сообщил министр финансов то, что до него многие годы уже говорили другие министры, но это так и осталось пустыми словами.

 

По мнению Ашераденса, «госсектору нужно умно пересмотреть свои расходы как минимум на 450 миллионов евро в следующие три года».

 

Также он указал на такой возможный источник финансирования, как размещение 10% акций крупнейших государственных компаний на фондовой бирже. Полученные деньги можно было бы направить на оборону, ведь Латвия планирует довести оборонные расходы до 5% ВВП. Хотя даже тогда мы будем отставать от соседей, поскольку Эстония собирается тратить на оборону 5,4% ВВП, а Литва — 5,6% ВВП.

 

Также Ашераденс сообщил, что налоговые поступления в первом квартале превысили прогноз на 54 миллиона евро, однако Минфин учитывает и пессимистичный сценарий, при котором за год налоговые поступления составят лишь 99% от прогнозируемого.

 

Тем не менее, Министерство финансов в этом году прогнозирует рост ВВП на 1,2%, в основном за счёт восстановления внутреннего потребления. В целом до 2029 года прогнозируется стабилизация экономики с умеренным ростом.