Конгресс латышей Латгалии (1917): как это было6

Конгресс латышей  Латгалии (1917): как это было
В преддверии двух очень значимых дат латвийской истории – столетия Конгресса латышей Латгалии и столетия латвийской государственности – газета «СейЧас» и информационно-новостной портал www.grani.lv начинают реализацию проекта «Конгресс латышей Латгалии: история и современность».

Проект, реализуемый при поддержке Государственного Фонда культурного капитала, посвящается столетию Конгресса латышей Латгалии, который проходил 26–27 апреля (9–10 мая по новому стилю) 1917 года в Резекне и принял очень важное решение о присоединении Латгалии к другим частям Латвии. О важном историческом значении названного конгресса говорил в 2008 году президент Валдис Затлерс в ходе мероприятий, приуроченных к 90-летию Латвии. 

 

Вот что дословно сказал В. Затлерс: «Идею свободной Латгале удалось реализовать в мае 1917 года, когда 1-й Конгресс Латгале, проходивший в Резекне, принял решение о присоединении Латгале к остальной Латвии. Так появилось латвийское государство, которое сегодня признано во всём мире. Благословение для будущего Латгале делегаты конгресса получили в католической церкви Сердца Иисуса от настоятеля Казимира Скринды. С благословения церкви Латгале засияла как третья звезда на символе свободы Латвии».

 

Цель проекта – создать серию очерков о наиболее ярких фигурах Конгресса латышей Латгалии, также затронуть другие важные темы. Например, такие как «Священнослужители и Конгресс латышей Латгалии», «Конгресс латышей Латгалии и латгальский язык» и др. Реализация проекта на русском языке будет способствовать интеграции общества и повышению интереса к истории и культуре Латгалии.

 

В ходе реализации проекта планируется подготовить очерки о Францисе Трасунсе, Никодемсе Ранцансе, братьях Скриндах, Францисе Кемпсе и других нерядовых  участниках Конгресса латышей Латгалии. Предполагается сотрудничество с Институтом исследования Латгалии Даугавпилсского университета, музеем братьев Скриндов, музеем Франциса Трасунса Kolnasāta; с различными учеными, краеведами, педагогами, священнослужителями. 

 

Сегодняшний первый очерк – попытка рассказать о самом событии, состоявшемся, как уже было отмечено, 26–27 апреля (9–10 мая по новому стилю) 1917 года в Резекне.

 

Ряд историков, в частности профессор Петерис Зейле, считают Конгресс латышей Латгалии ярким завершением первого периода латгальской Атмоды (1904–1917 гг.). Безусловно, большую роль тут сыграла Февральская демократическая революция, произошедшая в Петрограде в 1917 году, которая дала мощный толчок для развития демократических свобод в разных концах Российской империи. В определенной степени подготовкой к Конгрессу латышей Латгалии можно считать созданную в 1916 году инженером и общественно-политическим деятелем Францисом Кемпсом демократическую народную трудовую партию латгальцев, а также газету Ļaužu bolss («Голос народа»), издававшуюся в Петербурге. В марте 1917 года в Петрограде состоялось совещание латгальских общественных деятелей, которое историки называют первым политическим форумом Латгалии, и 66 участников этого совещания решили в апреле провести в Резекне конференцию.

 

В Конгрессе латышей Латгалии, проходившем в Резекне, участвовало 350 человек, из них 232 были делегатами с правом голоса и 118 – гостями, в их числе – депутат Государственной думы России Янис Залитис. Организационный комитет Конгресса, которым руководил священник и педагог Никодем Ранцанс, определил количество делегатов: пять представителей из волостей (приходов), от двух до четырех представителей из стрелковых батальонов, по одному представителю от каждого латгальского общества, а также представители латгальских колоний в России и общественные деятели, выбранные оргкомитетом. Первоначально планировалось, что в Конгрессе латышей Латгалии примут участие и проживающие в Латгалии национальные меньшинства, но последние участвовать отказались. Состав Конгресса объективно отражал основные тенденции политической жизни Латгалии: влияние католических священнослужителей, фактически первой латгальской интеллигенции, и стрелков (в стрелковых батальонах было около пяти тысяч латгальцев), а также сильное влияние представителей из Петербурга, где идейно формировалась латгальская Атмода.

 

Конгресс латышей Латгалии принял восемь резолюций. Важнейшие из них гласят: «Мы, латгальские латыши, собравшиеся на конгрессе в Резекне, признаем себя, жителей Витебской губернии, и тех, кто живет в Видземе и Курземе, единым латышским народом и принимаем решение объединиться с латышами Видземе и Курземе в один автономный организм в российском государстве. Мы, латыши Латгалии, объединяясь с латышами  Курземе и Видземе, оставляем за собой право на решение своих хозяйственных, языковых, религиозных вопросов, а также вопросов, связанных со школьным образованием. Мы также хотим присоединить к своей церкви католиков Курземе и Видземе. Мы, латгальские латыши, желаем сотрудничать с другими народами, живущими здесь: русскими, поляками, евреями и др. И так как мы ищем свободы для своего народа, то мы готовы поддерживать их стремления сохранить свою веру, язык, образование на родном языке и т. д.».

 

Также Конгресс избрал Временный земельный совет Латгалии, в его состав вошли 60 человек: 36 латышей, 12 русских, восемь евреев, три поляка и один представитель другой национальности. Такой состав земельного совета отражал национальные пропорции Латгалии.

 

Конгресс не был стенографирован, протоколы писал Петерис Лазданс. Их передали Валерии Сейле и Владиславу Рубулису, чтобы резолюции, сопровождающиеся пояснениями, опубликовать в Latgales Pagaidu zemes padomes ziņotājā.

 

Конгресс латышей Латгалии сопровождался острыми дискуссиями. В результате дискуссий 39 делегатов во главе с уже упоминавшимся Францисом Кемпсом покинули мероприятие. На фотографии участников Конгресса, которую читатели видят перед собой, запечатлены оставшиеся делегаты, среди них нет группы Кемпса.

 

Суть страстных споров – в вопросе гарантий. Францис Кемпс с единомышленниками требовали в резолюциях Конгресса четко зафиксировать право самоуправления Латгалии на самостоятельное решение ряда вопросов, требовали так называемых гарантий. В свою очередь другой яркий лидер, католический священник и политик Францис Трасунс, о котором в будущем первый президент Латвии Янис Чаксте скажет так: «Он добавил на наш латвийский герб третью звезду – Латгалию», и его группа считала, что Латгалия должна без каких-либо оговорок и документально зафиксированных гарантий объединиться с остальной Латвией. Такое объединение будет способствовать взаимопониманию среди всех католиков Латвии и в конечном итоге даст обществу гармонию.

 

Стоит отметить, что создание на Конгрессе своеобразной оппозиции стало результатом ожесточенной полемики, которая накануне велась в газетах и журналах. Францис Кемпс резко критиковал «балтийских латышей»; по свидетельству Петериса Зейле, он говорил о двух диалектах (латышский и латгальский языки) и двух верах (протестантизм и католицизм), исключающих полное и безоговорочное объединение; ему ближе была идея сопоставления двух этнических групп в рамках некоего государственного единства.

 

Несмотря на демарш группы Кемпса, едва ли стоит говорить о победителях и побежденных на Конгрессе. Францис Трасунс хотел как можно быстрее интегрировать Латгалию в Латвию, его поддерживала католическая церковь. Францис Кемпс, будучи в оппозиции, не стремился очернить своих политических оппонентов, не стремился к реваншу, но продолжал твердо отстаивать сохранение латгальской самобытности. В дальнейшем оба Франциса – и Трасунс, и Кемпс – были депутатами Сейма Латвии, участвовали в разработке Конституции страны, вместе боролись за права Латгалии. В своей монографии «Судьбы Латгалии» (Latgales likteņi), вышедшей в 1938 году, Францис Кемпс очень спокойно и уравновешенно, без каких-либо лишних эмоций и обид говорит о Конгрессе в Резекне. Вообще Конгресс латышей Латгалии – это, кроме всего прочего, хороший пример неразрушительного разномыслия.

 

P. S. 31 августа 2015 года премьер-министр Лаймдота Страуюма подписала указ о создании рабочей группы по организации мероприятий, посвященных 100-летию Латгальского конгресса в Резекне (1917 год), который являлся одним из ключевых событий в становлении Латвийской Республики. Всего в группу вошли 22 представителя из разных городов Латгалии.

 

Руководителем рабочей группы была назначена лично министр культуры Даце Мелбарде. 

 

Состав же группы выглядит следующим образом:

 

А. Барташевич – председатель Резекненской городской думы;

И. Бернане – специалист по поддержке предпринимателей в Карсавском крае;

Й. Борите – глава Бюро региональных и негосударственных проектов «100-летие латвийской государственности» при Министерстве культуры;

М. Бреке – заместитель директора Агентства самоуправления «Резекненский центр культуры и туризма»;

Р. Цибуле – руководитель Балвской центральной библиотеки;

Ю. Данилина – директор Агентства самоуправления «Резекненский центр культуры и туризма»;

Я. Элкснис – руководитель издательства Латгальского центра культуры;

А. Файбушевич – глава SIA Artilērijas noliktavas;

К. Герхардс – министр охраны среды и регионального развития;

Э. Хусаре – представительница общества Latgolys Studentu centrs;

А. Казиновскис – председатель Балвской краевой думы;

Я. Кришанс – глава совета общества Latgalieši;

И. Магазейнис – специалист  Даугавпилсского Центра искусств Марка Ротко;

И. Мукане – руководитель Управления культуры Даугавпилсской краевой думы;

Я. Питранс – руководитель Латгальского отделения NVD;

И. Плейкшне – руководитель отдела культуры Резекненской краевой думы;

Л. Плявинска – председатель совета Резекненского культурного общества латгальцев;

Г. Расимс – член совета общества Latgolys Saeima;

В. Славковская – руководитель исторического отдела Даугавпилсского краеведческого и художественного музея;

Х. Сомс – руководитель Института исследования Латгалии;

И. Шуплинска – профессор Резекненской высшей школы;

Д. Зирниня – руководитель Латгальского посольства GORS.

 

О работе группы мы обязательно расскажем в следующих публикациях.

 

Автор благодарит за помощь в подготовке материала доктора истории руководителя Института исследования Латгалии Даугавпилсского университета Хенриха Сомса.

 

Конгресс латышей  Латгалии (1917): как это было