Выживет ли молочная отрасль в Латгалии?

Выживет ли молочная отрасль в Латгалии?
В то время как продолжается действие санкций, введенных Российской Федерацией и предусматривающих ограничение на ввоз молочных продуктов из Латвии, местные крестьяне подсчитывают убытки и размышляют над планом «Б» на случай, если эмбарго вскоре не отменят. 

Незавидному положению молочной отрасли посвящен новый выпуск передачи «100 мыслей о Латгалии».

 

К концу 2015 года объем убытков латвийских производителей от введения санкций со стороны России составил 205,5 млн евро, из которых примерно 129 млн евро стали прямыми убытками молочников. К 2017 году убытки производителей молока могут достичь 233 млн евро. Закупочная цена на молоко упала катастрофически: с 33 центов за литр в январе 2014 года до нынешних 18 центов.

 

Корреспонденты передачи «100 мыслей о Латгалии» навестили два крестьянских хозяйства. Глава одного из них Арвидс Сталидзанс рассказывает, что с самого начала своей деятельности сдавал молоко предприятию Preiļu siers. Прежде на доходы от этого можно было жить и даже увеличивать стадо, а теперь концы с концами свести не удается. «Медикаменты, топливо, различные принадлежности, необходимые для содержания коров, – ничего не подешевело ни на цент, только подорожало. Подешевело молоко», – сообщает Арвидс Сталидзанс.

 

В его планах – сокращение поголовья коров и перепрофилирование деятельности с уклоном на свиноводство. Благо свиная чума в его хозяйстве не констатирована, хозяева тщательно соблюдают рекомендуемые ПВС меры предосторожности. 

 

В другом хозяйстве под названием Drāvnieki у Ингуны и Яниса Спуле дела хуже. Их новая ферма, на которой содержится почти 200 коров, построена при европейском софинансировании и на средства банковского займа. Когда Россия объявила о санкциях, ферму еще только достраивали. Обратного пути не было, но и впереди крестьян ждала неизвестность. Как признается Ингуна, снижение закупочных цен на молоко в 2015 году они чувствовали не очень сильно, так как у них увеличивалось поголовье дойных коров. Если в 2014 году их было 139, то в 2015-м – 180. Компенсируя низкие цены большим удоем, крестьяне надеялись, что скоро этой черной полосе придет конец. Но не тут-то было. На сегодняшний день им нужно платить банку за кредит (в общем проект по строительству новой фермы обошелся в 1,05 млн евро, и лишь половину этой суммы дал ЕС), а также заготавливать корм для своих коров на зиму. Недавно они получили долгожданную помощь от государства (на компенсации убытков латвийским молочникам было выделено 6 млн евро), но этих денег хватило на то, чтобы собрать первую жатву. Как собрать вторую и третью, Ингуна Спуле пока не знает. Говорит, что если не будет чем заправить трактор, то просто пойдет в хлев, приглянет корову помясистее и вызовет машину с мясокомбината. Она называет это «быстрыми деньгами», которые помогут выжить сейчас, но аукнутся в будущем, ведь так поголовье дойных коров будет стремительно сокращаться.

 

Именно эта тенденция характерна латвийским крестьянам в общем. В 2015 год они вошли с количеством коров на 3,5 тыс. голов меньше, чем в прошлый. Закрываются целые хозяйства, которые прежде производили молоко. Неудивительно, ведь до введения эмбарго со стороны России 88% произведенного в Латвии молока экспортировалось именно на российский рынок. Большинство крестьян сходятся в том, что их положение улучшит только и единственно отмена эмбарго.

 

Но депутат Даугавпилсской краевой думы и хозяин крупного стада дойных коров Виктор Каланс настаивает, что у нашего государства и без того есть много инструментов для поддержки молочников. Один из них – уменьшение НДС на молочные продукты. Например, в Германии и Польше молочные продукты облагаются налогом в 7%, а у нас – 21%. Виктор Каланс также недоволен тем, что в стоимость электроэнергии был включен так называемый зеленый компонент, и теперь все крестьяне платят больше, чтобы поддержать тех своих коллег, кто побочно занимается выработкой газа и электричества в своих хозяйствах. Хотя бы на время кризиса и хотя бы для молочников этот «зеленый компонент» можно было бы убрать из счетов за свет. Помимо этого, Виктор Каланс указывает, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и призывает более 20 латвийских кооперативов объединиться в один или хотя бы два, а также создать одно или два эффективных молокоперерабатывающих предприятия. В общем, выступает за консолидацию. А если в ближайшее время не изменится ничего, то такие крестьяне, как Ингуна и Янис Спуле, вынуждены будут отправить своих коров на бойню и еще долго расплачиваться с банком по взятому кредиту… 

 

Передача «100 мыслей о Латгалии» создана в рамках проекта «100 labas domas Latgalei» при финансовой поддержке Государственного фонда культурного капитала.

 

Смотрите передачу на канале DauTKom TV по воскресеньям в 18:40 и в повторе по понедельникам в 18:30, а также на сайте www.grani.lv, в разделе «Видео». Следите за анонсами!