Монсеньор Никодем Ранцанс

Монсеньор Никодем Ранцанс
Латгальский просветитель, священник и педагог Никодем Ранцанс (1870–1933) был одним из активных участников Конгресса латышей Латгалии, он возглавлял организационный комитет Конгресса. Его имя часто ставят рядом с именами Франциса Трасунса и Франциса Кемпса, о которых речь шла в предыдущих публикациях нашего проекта «Конгресс латышей Латгалии: история и современность». 

И всё же путь Ранцанса – иной путь: в первую очередь он не был политиком, он был просветителем и духовным наставником, «человеком евангельской закваски», по определению нашего современника епископа Яниса Булиса, способным изменить окружающий мир.

 

Никодем Ранцанс родился 13 сентября 1870 года в семье арендатора Винцента Ранцана в  Зальмуйжской волости Лудзенского уезда. В шесть лет мальчик потерял отца, и мать с двумя детьми переехала к родственникам в Миглиники (она была сестрой известного латгальского борца за крестьянские права, поэта Петериса Миглиникса). Во многом благодаря стараниям матери Никодем, окончив Лудзенскую уездную школу, продолжил образование в Псковском реальном училище. В 1890 году он добровольно идет на военную службу, учится в военном училище, за успехи в учебе был направлен во Францию, но военная карьера не пришлась ему по душе. В 1891 году Ранцанс поступил в Петербургскую духовную семинарию.

 

Весной 1897 года, после ее окончания, он был направлен в Краславу, где выполнял обязанности викария и преподавал в школе. Спустя год он был переведен в Петербург и назначен инспектором католической прогимназии. В Петербурге Ранцанс включился в общественную работу, создав вместе с Францисом Трасунсом, Казимиром Скриндой и другими земляками латгальское общество – Петербургское латышское музыкальное общество. Это было первое общество, объединившее латгальцев; оно организовывало концерты, собирало библиотеку, создало первый латгальский театр, который в 1907 году показывал свои спектакли в Резекне и Лудзе. В 1906 году Ранцанс некоторое время издавал газету Sākla («Семя»). В 1907 году он возвращается в Латгалию, продолжая педагогическую работу, которой посвятил всю свою жизнь. Он написал и перевел более 40 книг, из них издана половина: учебники, художественная проза, труды по пчеловодству, огородничеству, животноводству, брошюры, направленные на борьбу с пьянством и популяризацию здорового образа жизни. Ранцанс был очень образованным человеком и знал девять иностранных языков: польский, русский, немецкий, английский, французский, итальянский, греческий, иврит и латынь.

 

В 1924 году за заслуги на благо церкви он получил титул монсеньора, а в 1927 году был награжден Орденом Трех Звезд.

 

Когда в 1907 году Ранцанс прибыл в Резекне, то увидел перед собой «непаханое поле»: в городе, как и во всей Латгалии, остро не хватало школ. В этом же году священник основывает Резекненскую приходскую школу и добивается, чтобы в ней латышский язык преподавался как отдельный учебный предмет. В конце 1907 года Ранцанс получил разрешение на создание Резекненской торговой школы, она работала до 1918 года, а в 1920 году на ее базе была создана Резекненская государственная средняя школа. Благодаря усилиям Никодема Ранцанса в 1912 году начала работу школа земледелия в Грейшкани (Резекненский край), давшая Латгалии первых образованных земледельцев. Примечательно, что вокруг многих школ он создавал цветники и закладывал сады, разводил пчел и ухаживал за всем этим вместе со своими учениками.

 

Вообще Ранцанса характеризуют не как человека, увлеченного абстрактными идеями, а как практика и знатока латгальской действительности, суровой и весьма далекой от идеала. В 1910 году священник и педагог издает брошюру Dzeršona latvīšu nelaime («Пьянство – несчастье латыша»), в которой пишет: «Сердце болит, когда видишь, как спиваются латгальцы. Их выдавливают более светлые народы – курземцы, русские… Они покупают у наших землю, создают крепкие хозяйства, а сыновья и дочери Латгалии идут к ним в слуги или пастухи… В древние времена латгальцы были сильны, как дубы, а на нынешних латгальцев часто стыдно смотреть».

 

Ранцанс понимал, как остро местным земледельцам не хватает знаний. Уже упоминалась созданная им школа в Грейшкани. Когда же он начал работать в Аглонской гимназии, то ввел 36-часовой курс по агрономии, включавший в себя основы скотоводства, пчеловодства, садоводства и обработки почвы. Вел курс специально приглашенный агроном. Ранцанс подчеркивал, что часы, отведенные на агрономию, очень важны, и наказывал тех, кто прогуливал эти занятия. 

 

Современникам он запомнился неравнодушным, доброжелательным и одновременно строгим наставником. Умел рассмешить и поддержать детей шуткой, но если его сердили, то мог назвать бурлаком или болваном. Ранцанс понимал душу ребенка и находил особый подход к каждому. Особенно он старался помочь детям бедняков. Если у кого-то не хватало денег на учебу, то Ранцанс пытался найти для него работу в школе, в школьной канцелярии или в школьном хозяйстве, а если не мог помочь работой, то помогал деньгами, чаще всего из своего кармана. Двери его квартиры никогда не запирались, он вникал в разные бытовые проблемы: мог попросить булочника дать в долг бедной семье, к которой внезапно нагрянули гости; договаривался с врачом о срочной госпитализации больного; зимой приносил в дом замерзших кошек, чтобы накормить и обогреть.

 

Ранцанс любил веселье, песни, с удовольствием наблюдал за веселящимися людьми вокруг себя. В перерывах между школьными занятиями и работой он вместе со всеми пел, организовывал танцы. На школьных вечерах учил школьников этикету. «Что стоишь?» – спрашивал он парня, брал его за руку и вел к какой-нибудь барышне, обучая, как поклониться, как пригласить на танец, как отвести партнершу на место. 

 

От молодых людей Ранцанс требовал военной выправки, призывал следить за внешним видом – опрятный костюм, ухоженные волосы, хорошие манеры. «Знания часто забываются, а правильная осанка, галантность – обретение на всю жизнь», – говорил он. При этом обращал внимание на умение ясно и коротко излагать свои мысли и настаивал на необходимости изучения иностранных языков, открывающих маленькому латгальскому народу дорогу в мир.

 

Будучи директором Резекненского учительского института, Ранцанс сознательно давал свободу в работе своим коллегам, никогда не прерывал уроков и не смущал своим присутствием. Одна из молодых учительниц вспоминала о том, как сильно волновалась, принимая первые экзамены, поэтому заранее подготовила себе оправдание, если учащиеся покажут плохие знания. Подошло время экзамена, она ждала директора, а он так и не пришел. И только потом молодая учительница поняла, что директор института специально так поступил: он доверял ей и не хотел смущать.

 

Также современники вспоминают службу, которую монсеньор вел в Цискади, будучи деканом в Резекне. Это было в день Язепа, 19 марта, церковь была переполнена прихожанами. Ранцанс говорил о том, что должен делать крестьянин, чтобы выбраться из нищеты. Он говорил, что латгальцы должны брать пример с соседей: как они хозяйствуют, как землю обрабатывают; советовал учиться правильно сеять и использовать удобрения, учиться животноводству, но вместе с тем и книги читать, и газеты. «А что крестьянин делает? Чем занимается?» – спрашивал Ранцанс. И сам же отвечал: «Он знает только молитвы да пиво, пиво да молитвы». Обращаясь к пастве, он призывал прекратить пьянство, называя его несчастьем, он призывал народ обратиться к свету. Нужно посылать детей в школы и учиться самим. Находили ли его призывы поддержку в народе? Случалось по-разному. Молодые люди говорили, что наступили новые времена, – сам декан утверждал, что одними молитвами ничего не достигнешь, надо учиться. Старушки же после службы были в ужасе: «Наступил конец света! Декан против молитв!»

 

В вопросах политики Ранцанс был склонен к компромиссам, проповедовал согласие, мир и сотрудничество. Безусловно, ему была близка идея объединения Латгалии с остальной Латвией. «Никодем Ранцанс и Францис Трасунс. Эти имена и сегодня часто звучат вместе. Это не случайно. Оба оставили след в истории Латгалии. Оба священники, оба получили образование в Петербурге, оба были в свое время деканами в Резекне, оба участвовали в работе первых латгальских общественных организаций, оба стояли рядом на Латгальском съезде 1917 года. Трасунс был на шесть лет старше Ранцанса, это были люди одного поколения. Многое сходится, но есть и отличия: один принимал важные политические решения, громко спорил и не терпел возражений, был твердо уверен в правильности и необходимости своих решений и поступков, другой был воспитателем и учителем, человеком, склонным к компромиссам, воспринимал мнение каждого инакомыслящего с уважением. Трасунс – политик, стратег, смелый в своих решениях, Ранцанс – тише и спокойнее, сам и сеятель, сам и пахарь, сам и борец с сорняками.

 

Отлучение Трасунса от церкви Ранцанс считал ненужным и политически неверным шагом. Он был священником и уважал решение своего начальства, но все же послал Трасунсу письмо с выражением сочувствия и с подписями 22 старых священников. Морально он был на стороне Франциса Трасунса», – отмечают современные исследователи. 

 

Умер Никодем Ранцанс 21 июля 1933 года в Резекне. На похороны приехали ученики, священники и просто знавшие его люди из разных уголков Латгалии. Горевали латгальцы, поляки, евреи, русские, цыгане – представители разных религий и различных христианских конфессий. В траурной процессии к кладбищу на ул. Миера участвовали около шести тысяч человек. 

 

В августе 2002 года у здания бывшего Учительского института в Резекне был установлен памятник Никодему Ранцансу (скульптор Инесе Эвалде). На церемонии открытия  поэтесса и общественный деятель Анна Ранцане подчеркнула: «Глубинный смысл памятника раскроется лишь тогда, когда в школьных программах имя Никодема Ранцанса займет место рядом с именами Аусеклиса, Кронвалдса и Пумпурса, когда Ранцанса будут знать не только в Латгалии, но и во всей Латвии».

 

В Резекне, Краславе, Прейли есть улицы, носящие имя выдающегося просветителя и педагога.

 

В 2015 году, в день рождения Ранцанса, 13 сентября, латгальские педагоги впервые получили награды имени Ранцанса. Они присуждаются в четырех номинациях за различные педагогические успехи и популяризацию латгальского языка. 

 

В номинации за инновации в образовательном процессе (применение новых педагогических методов, современных технологий в учебной и воспитательной работе, научно-методические публикации, популяризация опыта, работа с родителями и т. д.) награда была вручена заместителю директора Даугавпилсской государственной гимназии учителю истории Ольге Гришане.

 

Номинация, посвященная современному творческому подходу к трудовому воспитанию школьников и обучению ремеслу, стала победной для преподавателя Центра компетенции профессионального образования «Даугавпилсский строительный техникум» Александра Богинского.

 

В нынешнем году 13 сентября также состоится вручение наград, посвященных Никодему Ранцансу.

 

 

Монсеньор Никодем Ранцанс