Братское служение родине

Братское служение родине
В Вабольской волости Даугавпилсского края находится музей семьи Скринда (Skrindu dzimtas muzejs), рассказывающий о трех братьях – Бенедикте, Казимире и Антоне, внесших большой вклад в развитие Латгалии и становление национального духа. Казимир Скринда был активным деятелем Конгресса латышей Латгалии, столетию которого и посвящается наш проект.

Вначале несколько слов о музее. Летом нынешнего года он отметил свое двадцатилетие, является структурной единицей Управления культуры Даугавпилсского края. Как рассказала еженедельнику «СейЧас» директор музея Анна Лаздане, в советское время имена братьев Скринда по понятным причинам не упоминались, но были люди, хранившие историю в своей памяти, и эта история не подчинялась идеологическим рамкам. Одной из таких была учительница немецкого языка местной школы Фелиция Сардыко, стоявшая, по словам А. Лаздане, у истоков создания музея. 

 

Братское служение родине

Братское служение родине

Братское служение родине

Братское служение родине

Братское служение родине

Братское служение родине

 

Небольшая музейная экспозиция знакомит с историей семьи Скринда, содержит много фотографий и документов, в том числе 32 оригинальных номера газеты Drywa, выходившей с 1908 по 1918 год под редакторством Казимира Скринды. В музейном интерьере немало старых вещей, принадлежавших роду Скринда. Крестьянская семья была большой: шесть сыновей и дочка. Примечательно, что родственники до сих пор посещают музей. А. Лаздане вспомнила, как в 2002 году в Ваболе приезжали внуки Антона Скринды, обосновавшиеся в Канаде, а в 2012-м в музее побывала праправнучка А. Скринды, тоже проживающая в Канаде. Она на старых фотографиях узнала свою прабабушку Леокадию, дочку Антона Скринды, и показала кольцо, принадлежавшее Леокадии, передававшееся в качестве приданого от поколения к поколению и дошедшее таким образом до нее.

 

Братское служение родине
Братское служение родине

Братское служение родине

Братское служение родине

Братское служение родине

Братское служение родине

 

Музей не только хранит историю рода Скринда, но предлагает тематические и интерактивные экскурсии, рассказывающие о наследии Пляттеров-Зибергов и круцификсах – изображениях распятого на кресте Христа. Латгалия – регион, где круцификсы чаще всего устанавливаются вне помещений, у дорог, прямо в деревенском ландшафте. В музее также проходят различные выставки, творческие мастерские; реализуются тематические программы. В данный момент посетителям доступна богатая коллекция фотографий Яниса Мендрикиса (1927–1998). В планах музея – издание книги о латгальской деревянной архитектуре; всего же за 20 лет работы реализовано около 40 разнообразных проектов. 

 

Казимир Скринда родился в 1875 году в Ликсненской волости в бедной крестьянской семье. С детства проявил усердие к учебе, был замечен местными ксендзами и при их денежной поддержке (100 рублей) и протекции в 1888 году отправился в Санкт-Петербург продолжать образование. Первая попытка оказалась неудачной, но годом позже К. Скринда поступил в гимназию святой Катрины, окончил ее в 1893 году с похвальной грамотой. Далее последовали Санкт-Петербургская римско-католическая духовная семинария и Императорская римско-католическая духовная академия, последнюю К. Скринда окончил в 1901 году, получив степень магистра теологии. Уже в годы учебы он познакомился с выходцами из Латгалии, получавшими образование в Санкт-Петербурге, и посещал латгальские приходы как переводчик епископа. Завершив образование, молодой священник служил вначале в Петербурге, затем в Минске. Когда в Петербурге усилиями Никодема Ранцанса, Франциса Трасунса и других земляков было создано Петербургское латышское музыкальное общество, то К. Скринда регулярно ездил из Минска на его собрания. Это было первое общество, объединившее латгальцев; оно организовывало концерты, собирало библиотеку, создало первый латгальский театр, который в 1907 году показывал свои спектакли в Резекне и Лудзе. 

 

Карьера К. Скринды развивалась успешно: в 1904 году он был назначен профессором и инспектором Санкт-Петербургской римско-католической духовной семинарии и покинул Минск. В Петербурге он большое внимание уделяет ученикам из Латгалии – создает курсы родного языка, в том числе и для учителей, которые сам и ведет; вместе с Никодемом Ранцансом основывает интернат для латгальских детей из бедных семей, собирает для него пожертвования в Петербурге и приходах Латгалии.

 

С 1908 года начинает выходить регулярное издание на латгальском языке – газета Drywa («Нива»), главным редактором является К. Скринда. «У нас, латгальских латышей, единственный путь, при помощи которого мы можем просветить народ, – это книги, газеты и разные статьи; короче говоря, напечатанное слово – это свет», – писал Казимир Скринда в 1910 году.

 

С началом Первой мировой войны Петербургское латышское музыкальное общество прекращает свою деятельность, создается общество помощи латышским беженцам, и его руководство берет на себя К. Скринда. Вместе с Язепом Ранцансом, Валерией Сейле и другими активистами он создает десятки школ и несколько интернатов.

 

К. Скринда активно участвовал в созыве и работе Конгресса латышей Латгалии, проходившего весной 1917 года в Резекне и ставшего ярким завершением первого периода латгальской Атмоды (1904–1917); работал во Временном земельном совете Латгалии, избранным Конгрессом. Летом 1917 года он переехал в Резекне, там некоторое время издавал газету Drywa под новым названием Jaunō Drywa – до ноября 1918 года. Бурные политические события, преследования со стороны большевиков вынудили К. Скринду бежать в Литву, там он служил викарием и пользовался большим уважением со стороны прихожан. Во время эпидемии тифа в 1919 году, выполняя свои обязанности, священник заразился и в мае того же года умер. Через некоторое время был перезахоронен в Резекне, рядом с младшим братом Антоном Скриндой. 

 

Антон Скринда – младший брат в семье, родился в 1881 году. Окончив Ликсненскую основную школу, как и Казимир, отправился учиться дальше в Санкт-Петербург. Гимназию окончил, опять же как старший брат, с Похвальной грамотой, но дальше выбрал не духовное образование, а светское – стал студентом Петербургской военно-медицинской академии. В Петербурге А. Скринда быстро нашел единомышленников; в уже упомянутом латышском музыкальном обществе он организовал театральный кружок, который со своими спектаклями гастролировал по Латгалии, став в дальнейшем основой латгальского театра в Резекне. Отбором пьес и организацией постановок занимался сам Антон Скринда. Он также много писал и переводил, сотрудничал в изданиях Франциса Кемпса, Никодема Ранцанса, Франциса Трасунса и, конечно же, в Drywa Казимира Скринды. Случалось, заменял брата и на редакторском поприще. Большое значение имело осуществленное А. Скриндой в 1908 году издание грамматики (Latvīšu-latgalīšu gramatika).

 

Военно-медицинскую академию А. Скринда окончил в 1910 году: был вынужденный перерыв, связанный с отъездом в Швейцарию, где будущий военный врач, участвовавший в революции 1905 года, скрывался от царской полиции. Так как во время учебы он получал государственную стипендию, то должен был в течение трех лет, выражаясь языком недавней эпохи, «работать по распределению». «Распределили» молодого латыша в Сибирь: Канск, Березовка, Нижнеудинск – города и поселки сменяли друг друга. Везде А. Скринда много общался с сибирскими латышами; помимо врачебной практики, писал стихи, рассказы, записывал латгальские народные песни, сохранившиеся в его памяти и памяти жены. Многое из написанного печаталось в Drywa. Доктор Скринда не забывал распространять латышские издания среди латышей Сибири, всеми силами помогал не забыть родной язык, да и просто помогал чем мог.

 

В 1913 году А. Скринда вернулся в Латгалию. Поселился в Резекне, с головой ушел в общественную работу, возобновил театральные постановки. Путешествовал пешком по Видземе, где познакомился с писателем Карлисом Скалбе. К. Скалбе позже назовет А. Скринду «латышом с золотым сердцем».

 

В 1914 году А. Скринду призвали в армию, он служил на разных фронтах, был награжден орденами Святой Анны и Святого Владимира, побывал в немецком плену. С фронта дважды приезжал на родину, участвовал в подготовительной работе Конгресса латышей Латгалии, выступал с речами в латгальских волостях. Планов было много, но судьба распорядилась по-иному: в 1918 году в возрасте 36 лет Антон Скринда умер от тяжелой болезни, полученной в годы войны. 

 

Бенедикт Скринда – второй сын в семье, родился в 1868 году. Помогал отцу в крестьянской работе, в совершенстве овладел ремеслом каменщика. После окончания школы много занимался самообразованием, и примером ему стали младшие братья. В 1899 году экстерном сдал экзамены за курс гимназии, в этом же году поступил в Санкт-Петербургскую римско-католическую духовную семинарию. В тот момент Б. Скринде был 31 год. После семинарии служил в разных приходах, в том числе в Сибири и Петербурге, но с 1906 года священник обосновался в Латгалии. Приходы по-прежнему менялись, неизменной оставалась деятельность Б. Скринды: просвещение, уроки религии и латышского языка в приходских школах, организация различных обществ и театральных постановок (разумеется, тоже на латышском языке). В 1919 году большевики вынесли Б. Скринде смертный приговор, основная «вина» священника заключалась в том, что он был родным братом издателя Drywa Казимира Скринды. В течение четырех месяцев пришлось скрываться.

 

В дальнейшем Б. Скринда стал членом Марианского монашеского ордена, возобновил его деятельность в 1924 году в Вилянах, где для марианцев был расширен старый монастырь. Старший брат на много лет пережил младших: уцелел в годы немецкой оккупации, а в 1947 году, когда коммунисты велели монахам-марианцам покинуть монастырь и стали снимать кресты, Бенедикт Скринда попытался защитить крест, за что и поплатился – его сбросили с лестницы. Вскоре после этого он заболел и умер. 

 

Имя братьев Скринда носят Аташиенская средняя школа (Крустпилсский край) и улица в Резекне. 

 

Братское служение родине