Через тернии к звездам: Самсон Изюмов и Александр Маделан1

Через тернии к звездам: Самсон Изюмов и Александр Маделан

 

Сегодня в рамках проекта «Через тернии к звездам», посвященного тем, кто награжден высшей государственной наградой Латвии Орденом Трех Звезд, я беседую с оперным певцом, солистом Латвийской Национальной оперы Самсоном Изюмовым и священником Александром Маделаном.

Главное – работать с талантливыми людьми

 

Самсон Изюмов родился в Даугавпилсе, но сейчас, как сам признается, в родном городе бывает нечасто: иногда навещает живущего здесь брата Игоря Егорова. «Поймать» известного далеко за пределами Латвии баритона удалось во время фестиваля «Музыкальный август»: Изюмов вместе с Илоной Багеле подарил даугавпилчанам превосходный вечер русских романсов.

 

– Мои родители приехали сюда восстанавливать театр, оба были актерами, хотя у мамы Екатерины Николаевны Изюмовой не было специального образования – она училась на медсестру. Я вырос в театре, все время в нем околачивался. Даже помню, что как-то увидел маму на сцене и стал звать громко: «Мама, мама…» Здесь в послевоенные годы сложилась такая «могучая кучка» – работали те, кому запрещали жить и работать в столицах. Ну, вы знаете – Радлов, Рощин, Озеров, многие другие. Театр стал музыкальным – появились опера и оперетта. Я почему-то хорошо помню оперу «Чио-Чио-сан». А потом, как известно, театр закрыли, и родители уехали – вначале в Белоруссию, потом в Ригу. В Риге я поступил в училище, ну и так далее, – вспоминает артист.

 

– Вообще от даугавпилсского детства много воспоминаний осталось, – продолжает Самсон Изюмов. – Школа моя находилась на Новом Строении, где-то недалеко от улицы Ковенской, сейчас Каунас называется. Недалеко дом стоял, березка росла. И дом, и березка сохранились. Или вот еще в память врезался папа в образе Деда Мороза. Я в Деда Мороза верил, не сомневался, только никак не мог понять, почему у него папины ботинки…

 

Для справки: Самсон Изюмов окончил в 1974 году Рижское музыкальное училище имени Язепа Мединьша, затем в 1979-м – вокальное отделение Латвийской государственной консерватории и стал профессиональным певцом. Еще в студенческие годы был приглашен солистом в Латвийскую Национальную оперу, дебютировал в опере Чайковского «Евгений Онегин», пел Онегина на полставки за 50 рублей. 

 

О получении Ордена Трех Звезд в 2010 году певец говорит очень спокойно и без всякого пафоса:

 

– Было ли это для меня ярким событием? Не сказал бы, хотя, конечно, почетно. Вот когда мне дали гражданство за особые заслуги – это я лучше запомнил. Орден получать было приятно в хорошей компании – со мной оказался Геннадий Горбанев (артист балета, педагог-репетитор, народный артист Латвийской ССР, участник спектаклей московского Большого театра. – Прим. авт.). Тернии и звезды, да, они упоминаются в девизе Ордена Трех Звезд. Какие были у меня? Самое главное – работать с талантливыми людьми. Очень важен режиссер. Например, в Риге дважды ставил «Тоску» Пуччини Дима Бертман (российский театральный режиссер, художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-Опера», народный артист России. – Прим. авт.) – в 2004-м и 2012-м, я пел в обоих постановках, так вот, с ним работать одно удовольствие, он очень талантливый и музыкальный человек. В конце 90-х годов, когда Латвийская Национальная опера была на ремонте, я три года ездил по России, во многих городах побывал, не только в Москве: Челябинск, Ярославль, Пермь, Смоленск… Работал с Ириной Архиповой и Марией Биешу, они приглашали меня на различные фестивали. Вот они звезды… А тернии… Я вам так скажу – быть русским человеком в Латвии всегда непросто…

 

С какими чувствами я встречаю 100-летие Латвии? Спокойно дожил до пенсии, слава богу, еще востребован, нужен. О празднике я особенно не думаю, я больше думаю о другом – как люди живут, что они кушают, как лечатся и т. д.

 

«Я чувствовал себя высоко»

 

Наверное, в Даугавпилсе нет человека, ничего не слышавшего о ксендзе Александре Маделане, 65-летие священства которого торжественно отмечалось в сентябре 2014 года. Тогда священника поздравляли епископ Янис Булис, представители других христианских конфессий, самоуправлений города и края, генеральные консулы России и Беларуси, а также многочисленные прихожане.

 

Через тернии к звездам: Самсон Изюмов и Александр Маделан

 

Александр Маделан родился 5 марта 1925 года в католической многодетной семье, учился в Аглоне, откуда в 1944 году был мобилизован в советскую армию. Воевал в 43-й латышской дивизии, был тяжело ранен, вернулся домой инвалидом II группы. После завершения учебы в школе поступил в Рижскую католическую духовную семинарию, после окончания которой в 1949 году был назначен викарием одной из рижских общин. Несомненный ораторский талант молодого ксендза привел к заметному росту числа прихожан, на Маделана обратил внимание недремлющий Комитет государственной безопасности. Вначале предложили сотрудничать, а когда священник отказался, то порекомендовали… выслать его из столицы. Так ксендз оказался на Гриве. В 1980 году, после смерти декана Визула, Александр Маделан начал служить в костеле Святого Петра в веригах и служил до 2014-го. Священник известен своей активной жизненной позицией, он участвовал во многих мероприятиях, освятил не один городской объект. Например, красно-бело-красный флаг, поднятый над Даугавпилсским университетом во время Атмоды, освящен им. При этом А. Маделан не забывал участвовать в торжественных мероприятиях, посвященных 9 Мая, подчеркивая, что это не политическая, а общечеловеческая позиция: мир в ходе Второй мировой войны освободился от фашизма.

 

Уважаемый ксендз награжден польским орденом Золотой Крест Заслуги, его он принимал из рук президента Польской Республики Александра Квасьневского в 2003 году, в 2009 году президент Латвии Валдис Затлерс вручил А. Маделану Орден Трех Звезд. Отмечен священник наградой Даугавпилсского городского самоуправления «За вклад всей жизни» (2013 год), а в 2005-м ему присвоено звание «Почетный даугавпилчанин».

 

Увы, возраст и болезни делают свое дело, и долго поддерживать разговор А. Маделану уже не по силам. Однако от встречи с журналистом он не отказался.

 

– Я просто отношусь ко всем наградам, это не самое главное в жизни, но когда получал Орден Трех Звезд, то чувствовал себя высоко. Я очень много лет священствую, и мне приятно, что государство увидело – мое сердце привязано к Латвии. Правда, считаю, что денежная премия тем, кто получает этот орден, тоже не помешала бы… Самым трудным и самым главным в моем многолетнем служении было удержать молодежь: это нелегко давалось и в советское время, и сейчас. Я горжусь своими учениками: Валерием Ольшевским, Вячеславом Богдановым, Янисом Смирновым, Павлом Тронаком, Эрнестом Янсоном, Анджеем Лапинским, Эдуардом Воронецким. Они детьми прислуживали в костеле, потом учились в семинарии, теперь служат в Латгалии, Лапинский же продолжает учебу в Венеции. Самое радостное в моей жизни то, что я священник, вот уже 68 лет священник; я люблю Бога, людей и Латвию, – сказал еженедельнику «СейЧас» Александр Маделан.