Через тернии к звездам: Валентина Шидловская

Через тернии к звездам: Валентина Шидловская
Сегодня в рамках проекта «Через тернии к звездам», посвященного тем, кто награжден высшей государственной наградой Латвии Орденом Трех Звезд, я беседую с директором Резекненской государственной польской гимназии Валентиной Шидловской.

Честь служить Латгалии

 

Пани Валентина охотно делится воспоминаниями о том, как получала награду. К тому же это было совсем недавно – в мае нынешнего года:

 

– Информация о награждении была опубликована в Latvijas Vēstnesis, мне позвонили из Управления образования и стали поздравлять. Все это случилось очень неожиданно, я даже думала – может, однофамилица, не я, представлена к награде, или шутит кто-то. Потом позвонили из Канцелярии президента, тогда стало понятно – это не шутка. Нужно было быть в Риге 2 мая, и так как приглашение давало возможность взять с собой второго человека, я попросила сопровождать меня председателя профсоюзного комитета нашей школы. Помню, день был очень светлый и красивый. Самоуправление выделило машину, на ней мы поехали в столицу.

 

В зале я сидела во втором ряду, на первом расположился весь Орденский капитул. Вошел президент, все встали. Он произнес поздравительную речь, после которой нас всех вызывали и вручали награды. Каждый мог сфотографироваться с Раймондом Вейонисом, эти снимки нам потом прислали. И каждый по протоколу мог сказать несколько слов, в буквальном смысле – три слова. Я сказала: «Gods kalpot Latgalei».

 

Позже меня поздравили секретарь Посольства Польши в Латвии Эвелина Брудницкая и, конечно же, дети и коллеги. Когда я в понедельник пришла на работу, то от входа в школу до моего кабинета протянулась аллея из бумажных роз: дети все выходные их делали (тут у Валентины Шидловской в голосе послышались слезы. – Прим. авт).

 

Не поступила в университет и хотела утопиться

 

Валентина Шидловская родилась в Резекне и с детства хотела быть учителем. Вспоминает, что уже в пятилетнем возрасте собирала вокруг себя детвору и «проводила уроки».

 

– И я до сих пор не жалею о своем выборе. Вот поверьте – ни одного дня не жалела и каждый день иду на работу как на праздник. Когда я вижу людей, которые с нетерпением ждут пятницы, то я их не понимаю. Как сейчас говорят, меня это бесит, – выражает свое отношение к избранному делу пани Валентина.

 

В 1965 году В. Шидловская поехала осуществлять свою мечту – поступать в Латвийский государственный университет. Хотела изучать немецкий язык. Сдала все экзамены на пятерки, четверку получила только по латышскому языку. И… не прошла по конкурсу. Тогда акцент делался на наличие у абитуриента трудового опыта. И если два человека одинаково сдавали вступительные экзамены, но один из них работал хотя бы несколько месяцев, например пионервожатым, то комиссия выбирала его. Самое парадоксальное, что такой небольшой трудовой стаж у Валентины был – присматривала на детской площадке за малышами, но не было подтверждающего документа. Одним словом, не поступила.

 

– Я тогда думала, что жизнь моя закончилась в 18 лет. Серьезно. Не знала, как возвращаться домой. Хотела утопиться, – с улыбкой рассказывает сейчас пани Валентина

 

Крестная не дала будущему педагогу погибнуть: помогла устроиться в одну из резекненских школ пионервожатой. А вскоре Валентина стала студенткой заочного отделения Даугавпилсского педагогического института по специальности «история». Институт окончила и много лет преподавала этот предмет. Но карьера В. Шидловской была не только педагогической. Активную девушку заметили, пригласили методистом в Дом пионеров. Эти годы Валентина вспоминает с удовольствием: зарницы, походы, песни, встречи с шефами. «Советская идеология не давила? Ведь сейчас многие говорят, как не хватало им свободы, каким скованным был каждый шаг», – спрашиваю я. «Ничего такого мы не чувствовали. Я видела, что ребята развиваются, становятся более собранными и дисциплинированными», – отвечает В. Шидловская.

 

Был в жизни моей собеседницы номенклатурный период: Валентина работала инструктором городского комитета Коммунистической партии. Вот эти четыре года добрым словом не вспоминает: «Писала выступления разным начальникам, но это не самое страшное. Самым неприятным был разбор жалоб, в том числе анонимных. Вот учительница, к примеру, могла написать – почему моей коллеге на праздник родители и ученики подарили золотой кулон, а мне только книгу… И всякие интимные жалобы поступали – в замочную скважину смотрели, кто с кем уединился. Мерзко это все…»

 

Довелось пани Валентине и руководить отделом культуры. Но школа из жизни никогда не уходила целиком и полностью: менялись учебные заведения, должности (работала и учителем, и завучем), нагрузка, но живое общение с детьми всегда согревало душу.

 

Польской школе быть!

 

В конце 80-х – начале 90-х в Резекне, как и по всей Латвии, на волне Атмоды ожили национальные идеи, стали складываться национально-культурные общества. Появилось Польское общество, при нем начала работу воскресная школа, где всех желающих педагоги из Польши обучали языку. Валентина никогда родной язык не забывала, но в эту школу пошла, чтобы освежить знания. Да и польским учителям нужна была помощь в оформлении документации. Постепенно возникла идея создания Польской школы, ее выдвинул потомок рода Плятеров Ян Плятер, живший в Варшаве, поддержало самоуправление.

 

– Я хорошо помню 1993 год, нам выделили помещение – первый этаж вечерней школы. Там все так мрачно выглядело… Нужен был директор. Я в то время работала завучем в Резекненской средней школе № 1, которую сама окончила. Ну и меня уговорили стать директором на полставки новой Польской школы, подработать, так сказать… С тех пор 25-й год и подрабатываю… Вначале разрывалась между двумя школами, бегала туда-сюда через стадион, их разделяющий. Потом все образовалось. Начинали с 22 учеников, сейчас в гимназии 565 детей. Мы современная успешная школа со своими традициями, занимаем высокие места в общелатвийских рейтингах, участвуем в международных проектах. В данный момент реализуем пять европейских проектов, школьники и учителя ездят за границу, набираются ценного опыта, расширяют кругозор. Очень помогает Польша, хотя у нас, что вполне естественно, учатся дети разных национальностей, – говорит пани Валентина.

 

Как и всякий настоящий директор, о школе она готова рассказывать часами. Я задаю ей традиционный вопрос о терниях и звездах на жизненном пути. Знаю уже, что были и болезни, и потери близких людей.

 

– Я не люблю говорить о трудностях, – отвечает В. Шидловская. – Пережила – и вперед. Всего хватало. На пустом практически месте возродить школу нелегко. Возродить, потому что до 1993 года в Резекне 58 лет не было образования на польском языке, а при Первой Республике оно было, моя мама училась в польской школе. Наверное, многие вещи я делаю в память о маме, например музей нашей гимназии, где мы создаем рукописную хронику школы, – уже девятый том начали. Тернии… Конечно, до 1993 года приходилось всякое слышать. «Зачем нам растить поляков? Чтобы вспомнили, что они паны? Вдруг захотят вернуть себе эти земли, когда-то принадлежавшие Польше?» – говорил один очень неглупый и известный в Латвии человек. Но все это в прошлом. В мае я получила Орден Трех Звезд, а чуть раньше, этой же весной, произошла неприятная история: я собиралась уходить на пенсию, возникли разговоры, что после моего ухода статус школы могут изменить. Потом вообще начались оскорбления в адрес нашей гимназии в интернет-комментариях. Я все пережила и решила остаться. Школа есть, это главное. И в следующем году мы отметим не только столетие Латвии, но и 25-летие Польской гимназии в Резекне. Уже готовимся, дети подсказали идею многоэтажного торта – взрослые до этого не додумались…

 

С каким настроением директор встречает юбилей страны? Валентина Шидловская, как всегда, не кривит душой:

 

– У нас будет много красивых мероприятий – концерты, выставки и т. д. Но трудно передавать детям патриотизм, когда Резекне лидирует по безработице в стране, когда некоторым детям Польша оплачивает обеды в школе. Я хорошо знаю своих учеников: больше половины живут очень скромно, лишь несколько десятков семей могут позволить себе регулярный отдых за границей и другие развлечения. Я не виню руководство города, считаю, что оно делает все возможное, очень помогает нашей гимназии. Как говорится, пользуясь случаем, хочу поблагодарить мэра Резекне Александра Барташевича. Больше должны думать те, кто сидят в Сейме. А я должна вести свою школу…