Достойная старость или грабеж в законе?16

Достойная старость  или грабеж в законе?
Даугавпилчанка Илона поделилась в соцсетях информацией – выпиской со счета, как она в прошлом году копила деньги на 3-м пенсионном уровне в одном из латвийских банков.

Ежемесячно внося отчисления в размере около 100 евро, она потратила за год 1160 евро. «Прибыль» – минус 325,93. За «приумножение капитала» с нее взяли комиссию – 116 евро. В результате за год минус составил 441,93. «И это не частная лавочка, а банк!» – прокомментировала Илона, сделав предположение: «Когда доживем до пенсии, у нас ни 2-го, ни 3-го пенсионного уровня не будет». Аналогичные чувства могут испытывать все ныне работающие и платящие налоги жители Латвии. В прошлом году абсолютно все пенсионные планы работали с убытками, а пенсии в целом за год потеряли 150 млн евро.

 

В теории – модель отличная

 

Уже 18 лет в Латвии существует трехуровневая пенсионная система – по высказываниям отдельных политиков, одна из лучших моделей в мире. Однако большинство латвийских пенсионеров этого не ощущают. 43% сениоров в стране получают пенсию до 350 евро, а свыше 1000 евро – 1% пенсионеров. 

 

Мысль законодателей, разделивших пенсионное обеспечение на три части, заключалась в том, чтобы система солидарности, применяемая в 1-м пенсионном уровне, постепенно переходила на накопительный принцип – 2-го (обязательного) и 3-го (добровольного) пенсионного уровня.

 

Итак, пенсии платят из социального налога. 20% из него идет на пенсионное обеспечение работника. Большая часть из этих денег остается на 1-м пенсионном уровне, меньшая – перечисляется на 2-й. На 1-м уровне деньги на счету откладываются виртуальные: по сути, это обещание правительства платить всем нам пенсию с будущих налоговых поступлений, а реальные деньги из соцналога (сейчас – 14%) выплачиваются нынешним пенсионерам. 6% соцналога ежемесячно перечисляются на счета 2-го пенсионного уровня. Это уже вполне реальные деньги, которые государство передало в управление банкам, вкладывающим их в различные финансовые инструменты – ценные бумаги, акции, депозиты. Конечно, в расчете на то, что эти инвестиции будут приносить прибыль. 

 

В отличие от первых двух уровней, участниками которых становятся все плательщики социального налога, участие в 3-м – добровольное. 

Каждый может делать взносы в выбранный пенсионный фонд. Эти деньги тоже вкладываются в финансовые рынки.

 

Управляющие денежными средствами предлагают ряд планов и возможностей для вкладов. 

 

Но в основном банки предлагают три вида планов пенсионных вложений. 

 

• Консервативные: средства вкладываются в стабильные ценные бумаги, в долговые обязательства государства или предприятий. Эти планы не приносят большой прибыли, но они менее рискованные. Их рекомендуют тем, кому до пенсии осталось несколько лет.

• Сбалансированные: часть средств вкладывается в акции предприятий с целью увеличить прибыль и, соответственно, будущую пенсию. У таких планов средний уровень риска, поэтому их рекомендуют тем, кому до пенсии как минимум еще 10 лет. 

• Активные: в акции вкладывается до 50% средств. Возможность получения высокой прибыли здесь идет рука об руку с большими рисками.    

 

За достойную старость!

 

Третий пенсионный уровень в Латвии активно рекламируется. Слоганов много: «С хорошей пенсией у вас будут все возможности!» «Начните копить и используйте преимущества 3-го пенсионного уровня». Государство такие накопления действительно поощряет – возвратом 20% средств за сделанные в частные пенсионные фонды взносы. Банки обещают, что получить накопленный капитал можно уже с 55-летнего возраста. А капитал дополнительной пенсии наследуется. За доверие клиентов сражаются все банки, показывая на своих домашних страничках в Интернете прибыльность разных планов вложений –от 2–2,5% до 5% годовых. Но случаются годы для будущих пенсионеров не удачные. Как прошлый. У некоторых планов падение было небольшим – около 1%, у других – под 10%. Но в минусе оказались абсолютно все планы. Среднее падение отрасли составило примерно 4%. 

 

Лучше всего ситуацию объяснил экономист Дмитрий Смирнов в «МК Латвии»: «…в последнее время эксперты опасаются, что на фондовых рынках образовался огромный спекулятивный пузырь. Чтобы помочь мировой экономике восстановиться, ведущие Центробанки мира напечатали много денег, большинство из которых и ушло на покупку акций. Да и сама мировая экономика имеет нездоровый вид – финансовый сектор в несколько раз превышает реальный производственный. Поэтому и высказываются опасения, что финансовые рынки могут рухнуть.

 

КСТАТИ


Чтобы латвиец получал пенсию в размере 1000 евро, он должен трудиться 40 лет и получать в месяц 1800 евро до уплаты налогов.  Пятая часть работающих в Латвии сегодня получает минимальную зарплату. 

Зарплату от 1500 до 2000 евро – 7,5% работающих. Только 0,4% работающих в Латвии за свою пенсию могут быть спокойны. Их зарплата превышает 6000 евро. 

 

И вот в 2018 году прозвенел очередной тревожный звонок – декабрь оказался худшим месяцем для фондовых рынков за последние 10 лет, все пенсионные фонды закончили год с убытками… Наши эксперты обещают рост, но ситуация выглядит очень тревожной».

 

Не свои – не жалко

 

Пенсионный капитал принадлежит клиентам, а пенсионный фонд им только управляет. Плохо или хорошо – на сам фонд не очень влияет. Если из-за неудачной инвестиционной политики капитал уменьшается – убытки терпят клиенты. Сам фонд может работать с прибылью за счет комиссий. И если фонд даже полностью потеряет весь пенсионный капитал при покупке плохих облигаций, то он все равно не обанкротится. Деньги-то он теряет не свои, а клиентские… 

 

Преимуществом накопительного страхования является возможность разделения рисков. Но фонды особым анализом не занимаются и покупают уже готовые пакеты акций. То есть, никакого реального разделения рисков нет, и латвийские пенсионные планы падают вместе с рынком. А наши будущие пенсии практически полностью зависят от ситуации на мировых финансовых рынках, которая в настоящее время совсем не оптимистична. Зато у банковского сектора в Латвии – большая прибыль. По данным агентства «Лета», только за девять месяцев 2018 года прибыль латвийского банковского сектора достигла 232,078 млн евро – на 5,6% больше, чем за тот же период 2017 года.