Nekā personīga: у БВБ есть подозрения, что на восточной границе построен некачественный забор2

Nekā personīga: у БВБ есть подозрения, что на восточной границе построен некачественный забор

В рамках расследования, начатого Бюро внутренней безопасности (БВБ) в связи со строительными работами на восточной границе, следователей заинтересовал забор, возведенный на границе с Россией.

По предварительным данным, он не соответствует условиям, прописанным в договоре, для его строительства использовались более дешевые материалы, однако за него заплатили всю сумму, указанную в договоре. Об этом сообщает Nekā personīga, допуская, что таким образом пропало несколько миллионов евро.

 

Как уже сообщалось ранее, на этой неделе Бюро внутренней безопасности задержало бывшего начальника Государственной пограничной службы (ГПС) Нормунда Гарбарса, главу правления строительной фирмы Igate Мариса Пейланса, подозреваемых в противозаконных действиях при строительстве на восточной границе. Конкурс на строительство выиграла фирма Igate, сумма, оговоренная в контрактах, составила 40 млн евро.

 

Также сотрудники БВБ задержали заместителя начальника Управления по экипировке и техническому обслуживанию ГПС Улдиса Земмерса и еще одного сотрудника фирмы Igate. Задержание проводилось в рамках начатого уголовного процесса по факту служебных преступлений и мошенничества. Речь идет о вырубленном на восточных рубежах лесе, строительстве мостов и заборов на латвийско-российской и латвийско-белорусской границах.

 

Сотрудничество компании Igates и Государственной пограничной службой началось в 2015 году, когда фирма выиграла конкурс на ведение строительных работ на границе с Россией. За 17,5 млн. евро работники фирмы должны были вырубить и расчистить по линии границы полосу шириной 12 метров, обновить гравийное покрытие, построить водостоки, мосты и возвести десятки километров забора. Работы должны быть завершены до конца 2019 года.

 

В 2018 году фирма Igate победила и в конкурсе на ведение строительных работ на границе с Беларусью. Условия конкурса были очень удобны для компании. ГПС в требованиях указала, что у претендентов на строительство уже должен быть опыт строительства рулонных заборов не менее 10 км, укладки специального покрытия объемом 2500 кубических метров, а также опыт строительства на охраняемых природных территориях, чья ценность составляет как минимум 250 000 евро. Ни у одной латвийской фирмы подобного опыта нет, он есть только у Igate, которая строила латвийско-российскую границу. В итоге, фирма выиграла конкурс, однако затраты оказались больше: договор был заключен на сумму 2,8 млн евро.

 

Один мост обошелся в 600 000 — 700 000 евро. При этом за такие же мосты на границе с Россией обходились в 130 000 евро. По данным журналистов, к строительству четырех мостов у латвийско-белорусской границы Igate привлекла субподрядчика, которому за работу заплатили лишь четвертую часть от 2,7 млн евро, полученных от ГПС.

 

 

В рамках уголовного процесса БВБ также пытается найти, куда пропал вырубленный на границе лес. В начале лета сотрудники БВБ при содействии работников Управления по защите природы проверили участок границы в волости Лидумниеку (край Циблас) и констатировали, что ширина очищенной от леса полосы вдоль границы составляет не 12 метров, указанны в договоре, а 50, а местами даже 80 метров. На большей территории выкорчеваны пни, а земля измельчена и выровнена. Более ценные бревна увезены, а вдоль границы оставлены лишь кучи с малокачественными дровами. Также вырублены и растущие в заповедной зоне деревья, за что предусмотрена уголовная ответственность.

 

По мнению экспертов, в волости Лидумниеку вырубили лес на сумму около 240 000 евро, однако эта сумма может быть и вдвое больше. О том, куда пропал вырубленный лес, в ГПС мнения разнятся. В июне руководство утверждало, что лес никуда не пропал, а спиленные деревья помещены в хранилища. Теперь, когда лес ищет БВБ и Госконтроль, начальник ГПС заявляет, что часть леса все-таки вывезли.

 

Нынешний начальник Государственный пограничной службы Гунтис Пуятс возмущен задержанием своего предшественника Нормунда Гарбраса, а также фактом разглашения информации об этом. Он сомневается в том, что это расследование является обоснованным.

 

«Еще рано говорить о том, что произошло преступление. Есть обвинительная версия.

 

Просто это исходная информация, мы не говорим о том, что уголовный процесс был направлен для начала уголовного преследования, что кто-то будет осужден. У меня очень большие сомнения по поводу качества расследования, иницированного БВБ2, — отметил Пуятс.

 

Как подчеркнули в руководстве Государственной пограничной службы, удорожание проекта при строительстве у латвийско-белорусской границы, а также сам проект и смету рассматривало Госагентства обеспечения МВД.