Обратите внимание: материал опубликован более чем пятнадцать лет назад

Мы можем остаться без местной свинины1

Мы можем остаться без местной свинины
Свиная тема в Латвии то затихает, то вновь поднимается, как волны в Балтийском море. За последние 10 лет отрасль накрыло 5 кризисов. В конце прошлой недели опять прошла информация о том, что Латвия может остаться без местной свинины, поскольку свиноводство несет катастрофические убытки.

Глава Латвийской ассоциации свиноводов Варис Симанис в связи со сложившейся ситуацией заявил на заседании Совета сотрудничества сельскохозяйственных организаций о том, что отрасль надо ликвидировать, а свиноводам выплатить компенсацию, деньги на которую собираются вытребовать у Евросоюза. По словам Симаниса, из 270 крупных хозяйств, которые еще пару лет назад выращивали свыше 300 000 свиней, нынче осталось 86 с 200 свиньями у каждого… «В настоящий момент тонна зерна стоит 160–165 латов, поэтому крестьяне не могут его купить, убытки на каждую свинью составляют 22 лата.

 

В обострении cитуации виноваты спекулянты на рынке зерна, а также доля импорта свинины в Латвию. Вдобавок наблюдается тенденция, когда латвийские хозяйства покупают иностранцы, главным образом скандинавы. Они работают с прибылью, так как сами выращивают зерно. Надо отметить, что крупные хозяйства способны работать рентабельно», – пояснил глава свиноводов.

 

Министр земледелия Янис Дуклавс считает, что свиноводы должны действовать более активно, изыскивая возможности для реализации своей продукции. «Свиноводство многократно получало серьезную поддержку со стороны государства, больше помогать государство не может, потому что средств на такую помощь не хватает», – констатировал Дуклавс. А как же быть с заверениями предыдущего министра земледелия Мартиньша Розе, утверждавшего, что в скором времени Латвия сможет полностью обеспечить свои потребности в свинине? Розе клялся, а импорт более дешевой свинины тем временем шел к переработчикам по нарастающей. Местные свиноводы несли убытки. Какое при этом развитие? Получается, история свиноводства в Латвии подходит к своему логическому завершению. И Евросоюз в этом деле нам первый помощник. Помните, как лихо он расправился с латвийской сахарной свеклой и другими составляющими латвийской сельхозистории!

 

Еще лет десять назад в Латвии было 450 тыс. свиней, теперь их поголовье сократилось в несколько раз. ЦСУ поясняет, что такое сокращение связано со значительным увеличением экспорта живых свиней из Латвии. Но почему увеличился экспорт живого веса? Не потому ли, что хозяева свиноферм не хотят, чтобы их питомцы издыхали в Латвии голодной смертью – лучше уж продать.

 

Если в 2010 году негативной ситуации на латвийском свиноводческом рынке способствовали высокие цены на зерновые и «диоксиновый скандал» в Германии, в результате чего немецкая свинина резко уменьшилась в цене (в январе 2010-го она закупалась по 90 сантимов за килограмм, это намного меньше, чем могли предложить латвийские свиноводы), то в этом году при дороговизне зерновых погоду на свиноводческом рынке во многом делает Польша.

 

«Недалек тот час, когда латвийская свинина в наших магазинах станет такой же редкостью, как настоящее маслице или простокваша», – писала в недавнем прошлом одна из республиканских газет. Похоже, такой день уже наступил. В минувшее воскресенье я побывала в двух супермаркетах Даугавпилса. В одном из них на вопрос, откуда свинина, продавец, пожав плечами, ответила: «Не знаю, я всего лишь продавец, все сертификаты у менеджера». (При этом буквально на всех ценниках мясной продукции красовался один и тот же символический знак литовской компании). В другом магазине правды для покупателя оказалось больше. Правда, эта правда тоже была неутешительна: свинина из Польши, говядина из Польши, кролики из Литвы. Только в одной упаковке мне удалось обнаружить «свиной окорок с косточкой» из Латвии по цене 3 лата за кило. Польская свинина (вырезка) в этот день доходила до четырех латов и выше за килограмм, импортный говяжий стейк до 12 латов за килограмм. 

 

Оправдываются прогнозы аналитиков европейского мясного рынка, которые предвещали сокращение производства свинины в ЕС во второй половине 2011 года и в течение всего 2012 года. В то же время, согласно этим прогнозам, объемы производства растут в Германии и Польше. Эксперты прогнозировали также увеличение веса животных, что в результате должно привести к увеличению объемов рынка свинины. Откуда берется такой вес и почему его так быстро набирают хрюшки? Как известно, для этого используются гормоны роста. По своему составу это химические соединения, которые в буквальном смысле указывают организму, в каком направлении ему работать и расти. Даже небольшое их количество, попадающее вместе с мясом животного в организм человека, способно нанести вред. Для организма ребенка гормоны представляют особенно серьезную опасность, так как могут отрицательно влиять на работу гормональной системы, вызывать развитие аллергии и астмы.

 

В заключение мясной экскурсии я побывала на рынке, где еще можно купить нашу латгальскую свинину, которая не имеет той розовости, коей всевозможными методами добиваются переработчики.

 

Кстати

 

Вред здоровью людей наносят и кормовые антибиотики, которые используются для борьбы с болезнями «импортных» свиней и коров при их выращивании. Опасность заключается в том, что антибиотики оседают в тканях животных, а после попадают в организм человека. Если животное долго лечили определенным видом антибиотика, то у него образуются резистентные штаммы бактерий, устойчивые к антибиотику даже из другой группы. Невосприимчивость к антибиотику определенного типа может передаваться человеку, который употребляет в пищу мясо животных. То есть применение определенных антибиотиков для лечения людей может становиться менее эффективным.