Главу ЦИК и еще 9 человек подозревают в крупном мошенничестве1

Главу ЦИК и еще 9 человек подозревают в крупном мошенничестве

В расследуемом Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) 
уголовном процессе в отношении закупок, организованных Центральной избирательной комиссией (ЦИК), фигурируют десять человек, в том числе шесть должностных лиц.

Расследование связано с закупками ЦИК в 2021 году. В KNAB сообщили, что 7 ноября начат уголовный процесс по подозрению в возможном мошенничестве в особо крупном размере, злоупотреблении служебным положением, повлекшем тяжкие последствия, а также в пособничестве преступлениям и фальсификации служебных документов.

 

 

22 ноября KNAB провело процессуальные действия. В настоящее время право на защиту имеют десять фигурантов уголовного процесса, в том числе председатель ЦИК и пять других должностных лиц. Меры пресечения, не связанные с лишением свободы, применены к двум лицам — председателю ЦИК и проходящему по делу предпринимателю.

 

Согласно предусмотренному Уголовно-процессуальным законом порядку 25 ноября бюро обратилось в Сейм с просьбой отстранить от должности председателя ЦИК Кристине Берзиню.

 

Также KNAB обращает внимание на то, что в ходе досудебного расследования не было обнаружено никаких фактов, которые ставили бы под сомнение легитимность выборов в 14-й Сейм.

 

Как сообщалось, на прошлой неделе KNAB задержало Берзиню, которую вскоре отпустили. В минувший вторник KNABтакже провело процессуальные действия в ИТ-компании SOAAR, которая в последние годы выиграла крупные закупки госучреждений. Компания и член ее правления фигурируют в уголовном процессе.

 

 

Согласно данным Firmas.lv, зарегистрированное в Екабпилсском крае предприятие принадлежит Леонарду Сурвило и Ренару Каджулису. В 2020 году оборот компании составил 1 118 557 евро, прибыль — 675 055 евро. Данные о деятельности предприятия за 2021 год отсутствуют.

 

Согласно информации на сайте Бюро по надзору за закупками, SOAAR в начале этого года выиграла конкурс на разработку системы управления и модуля выборов в Сейм на сумму 963 515 евро.

 

В августе прошлого года компания получила закупку ЦИК об обеспечении ИТ-услуг на сумму 91 191 евро на выборах Резекненской и Вараклянской дум. Также в этот период предприятие выиграло организованный Управлением по делам гражданства и миграции (УДГМ) конкурс на эксплуатацию и техническую поддержку электронного онлайн-регистра избирателей на этих же выборах.

 

В 2021 году SOAAR получило еще две закупки ЦИК — на суммы 275 370 евро и 154 802 евро.

 

В 2020 году компания также получала крупные заказы на обслуживание систем регистрации избирателей и выборов от ЦИК и УДГМ. Также крупные заказы ЦИК были в 2019 и 2018 годах.

 

В июле этого года Госконтроль заявил, что в период с 2017 по 2020 год за ИТ-услуги для ЦИК SOAAR было выплачено более 2,2 млн евро. Чтобы снизить риск зависимости от одного поставщика, ЦИК планировала выкупить у предприятия программное обеспечение для проведения выборов, но столкнулась с нехваткой средств

 

Как ранее писал журнал Ir, Государственный контроль уже несколько лет предупреждает о том, что ЦИК зависит от поставщика ИТ-услуг SOAAR, который уже давно предоставляет услуги по проведению выборов и диктует их цены, находясь в монопольном положении.

 

 

Сотрудничество с компанией началось при прежнем председателе ЦИК Арнисе Цимдарсе более десяти лет назад, когда была проведена модернизация избирательного процесса. С тех пор компания получала все заказы (в целом 19), связанные с разработкой и обслуживанием систем.

 

Как пояснила журналу Берзиня, ЦИК — одно из самых маленьких государственных учреждений, у которого нет своего ИТ-отдела, поэтому оно арендовало системы у SOAAR, но в 2020 году решило постепенно приобрести их в государственную собственность согласно решению Сейма и Кабинета министров.

 

Берзиня отметила, что ситуация с монополией этой компании беспокоит ЦИК. «Нам не нравится, что расходы все растут и растут. Это монопольная ситуация — мы зависим от этой компании, и они тоже понимают, что нам некуда деваться. Если мы откажемся от них, у нас не будет альтернативы. Единственным решением тогда будет возвращение на выборах к тетрадкам, как в 1990-е годы», — пояснила председатель ЦИК.