Латвия стареет вместе со всей Европой. Что будет с пенсиями?

Латвия стареет вместе со всей Европой. Что будет с пенсиями?

Средний возраст жителей Латвии составил 43,9 года. Много это или мало? Ни то, ни другое — посередине. Латвия по этому показателю находится в середине стран Балтии, а также в середине всего списка ЕС.

Самой возрастной нацией Европы является Италия: средний возраст ее жителей — 48,4 лет. Что это означает? Что люди там долго живут (и это хорошо), но мало рожают (и это катастрофа). Только представьте: каждый четвертый житель Италии старше 65 лет. Также никогда еще на Апеннинах не было столько долгожителей, которым перевалило за сто. Не зря самая популярная профессия для гастарбайтеров в Италии — сиделка, ухаживающая за престарелыми людьми.

 

Однако доля населения трудоспособного возраста в Италии продолжает сокращаться.

 

 

Практически след в след за Италией идут Португалия (средний возраст населения — 47 лет) и Болгария (46,8 лет). А в целом в Евросоюзе средний возраст составляет 44,7.

 

Латвия по уровню старения находится в ЕС ближе к середине — она занимает 11-е место. Средний возраст латвийцев — 43,9, то есть даже ниже, чем в среднем по ЕС.

 

У Эстонии дела чуть лучше: там средний возраст — 42,3 года. У Литвы — чуть хуже: там 44,2 года.

 

 

Проблема в том, что налицо тенденция: ситуация все время ухудшается. Еще десять лет назад среднестатический латвиец был на 1,8 лет моложе. Точно так же был моложе среднестатистический литовец (на 2,1 года) и эстонец (на 1,3 года).

 

Вместе со старением населения растет и коэффициент пенсионной нагрузки. В прошлом году он вырос: в Литве до 30,8% (+3,6), в Эстонии до 31,9% (+4,7). В Латвии ситуация самая плохая — там коэффициент пенсионной нагрузки вырос до 33,3 % (+5,2).

 

По расчетам экономистов, чтобы пенсионная система в Латвии не полетела в тартарары, нужно в ближайшие пять лет принять как минимум 100 тысяч дополнительных рабочих-мигрантов. То есть по 20 тысяч человек в год.

 

Но расчеты экономистов обламываются о лозунги политиков-популистов. Поэтому над пенсиями будущих латвийских пенсионеров тучи сгущаются все больше и больше.