Нацобъединение продолжает борьбу против «понаехавших»1
Нацобъединение считает неприемлемым увеличение в Латвии числа получателей постоянного ВНЖ, а также выступает против европейского принцип квот на прием беженцев. По большому счету оно против приезда любых иностранцев, невзирая на дефицит рабочей силы.
Национальное объединение постоянно демонстрирует свою несгибаемую позицию в отношении иностранцев. То предлагает поправки к закону об иммиграции, чтобы установить жесткий лимит для лиц, которые могут находиться в Латвии по студенческим визам, и требование для них получать специальное разрешение на работу. То проталкивает поправки в Уголовный закон, чтобы ужесточить уголовную ответственность для тех работодателей, кто противозаконно трудоустраивает граждан третьих стран.
Теперь НО обрушилось с критикой на документ, представленный Министерством культуры: «План развития сплоченного и граждански активного общества на 2024-2027 годы». Там есть такие строки: «Граждане третьих стран, впервые получившие постоянный вид на жительство, годовой процент, PMLP (2019 год 1,1%%; 2027 год 2,2%)". НО истолковало их как намерение вдвое увеличить число иммигрантов.
Как заявил лидер Нацобъединения Райвис Дзинтарс: «Опыт европейских стран свидетельствует о том, что массовая интеграция иностранцев не работает даже в государствах, где удельный вес основной нации больше, чем в Латвии. Наша земля в результате оккупации уже пережила катастрофическое падение доли основной нации, в связи с этим такие эксперименты явно противоречат цели латышской и единой нации». И пообещал призвать к ответу министра культуры.
Оправдания Минкульта не заставили себя ждать. Во-первых, это не план, а прогноз, объяснила министр Агнесе Логина («Прогрессивные»). Во-вторых, Минкульт не решает вопросы иммиграционной политики, а занят политикой интеграции, и речь идет о включении в общество уже находящихся в Латвии людей.
Не меньшую обеспокоенность у Нацобъединения вызвал и принятый Европарламентом 10 апреля пакт солидарности по вопросам предоставления убежища и миграции. Согласно этому пакту в ЕС вводится принцип «обязательной солидарности», предполагающий, что если какие-то страны ЕС уже перенасыщены лицами, просящими убежище, то другие страны ЕС должны забирать часть этих людей, либо взять на себя оплату их содержания.
Приезд мигрантов в корне не устраивает тевземцев с их установкой на латышское моноэтническое общество. По этой причине они попытались провести через Сейм проект заявления латвийского парламента, где выражается категорическое несогласие с «введением и реализацией какой-либо системы квот для принудительного приема мигрантов в Латвии».
Однако — не прошло: сегодня Сейм уже отклонил это заявление.
Тем не менее, понятно, что националисты и дальше будут совать любые палки в колеса, лишь бы в Латвию не приезжали иностранцы из третьих стран. И ничто для них не аргумент — даже тот факт, что стране остро нужна рабочая сила.
Латвийские предприниматели бьют в колокола: остро не хватает работников. Во всех сферах, но особенно — в строительстве и в сельском хозяйстве. Проблема это не внезапная, она копилась десятилетиями (как раз когда Нацобъединение было во власти). Причина — многолетний отток молодежи в другие страны ЕС, поскольку дома эти юноши и девушки не видели для себя перспективы. Все попытки позже их вернуть (распиаренные планы по реэмиграции) обернулись пшиком. Неудивительно: средняя зарплата в стране — 1324 евро, меньше только в Словакии (1230 евро). Поэтому смехотворны и надежды на то, что к нам прибудут работать коренные жители других стран ЕС. Не прибудут — даже из бедной Румынии, где средняя зарплата выше нашей (1567 евро).
А с каждым годом ситуация лишь ухудшается: на это красноречиво указывает демография. Никогда за последние 123 года в Латвии не рождалось так мало: 14 121 младенец в прошлом году — а убыль населения при этом составила 18,5 тысяч. То есть число людей в стране неуклонно уменьшается, и это постоянная тенденция.
Кто же будет создавать Латвии валовой продукт? Как развивать без рабочих рук экономику, чтобы предприниматели получали прибыль и платили государству налоги? И почему Нацобъединение не понимает простую истину: не будет работников — не будет и пенсий у латвийских стариков.
Это же факт: население Латвии стремительно стареет (как и вся Европа). Увеличение пенсионного возраста — никудышный способ решить проблему дефицита рабочих кадров. Ведь уже к 60-ти годам большиство людей обзаводится хроническими заболеваниями, начинает часто уходить на больничный, что оборачивается серьезной нагрузкой для работодателя.
Сейчас система оплаты листов временной нетрудоспособности в Латвии работает так: первый день больничного не оплачивается, последующие два дня работнику в размере 75% от зарплаты оплачивает работодатель, далее он же оплачивает еще 6 дней — в размере 80%. И лишь потом платит государство.
По этой причине уже сейчас (когда пенсионный возраст еще не достиг 65-ти) Минэкономики озаботилось проблемой пособий по временной нетрудоспособности, начав дискуссию о реформе оплаты больничных. Уж слишком дорого получается! Как для бизнеса, так и для государства. В прошлом году работодателям Латвии пришлось выплатить 350 миллионов евро. А теперь представьте, что пенсионный возраст увеличат еще: с 65 до 70-ти. Да работодатели таких работников уже просто не потянут, а попытки от них избавиться обернутся лишь тем, что возрастет нагрузка на бюджет. Ведь уволенным придется платить пособие.
Таким образом, Латвии нужен серьезный приток молодых, физически крепких, здоровых и квалифицированных людей. Ведь от числа этих «понаехавших» (а нам требуется не меньше 200 тысяч) напрямую зависят и дальнейшее развитие латвийской экономики, и судьба латвийской пенсионной системы.
А посему вопрос сегодня стоит так. Либо мы запускаем к себе разноязыких работников из третьих стран, либо приносим свою экономику в жертву во имя некоего идеального (с точки зрения националистов) моноэтнического общества, которое все равно существует лишь в воображении НО.