Айнарс Ирбе – принципиальный латыш, готовый договариваться7
- Айнарс, скажи, общественная организация “PatriotiLV” появилась в городе неожиданно, в канун 9 мая 2009 года, и сразу же провела несколько нашумевших акций – концерт русской рок-музыки «Единорок», предназначенный для сбора средств ветеранам ВОВ, стала «подписантом» письма даугавпилсских молодежных организаций в защиту партизана Василия Макаровича Кононова. Иначе говоря, выскочила, как черт из табакерки - что сподвигло на такой резкий старт общественной деятельности?
- Во-первых, общественной деятельностью я занимался всю жизнь. Когда-то с большей интенсивностью, когда-то – с меньшей. Одно время был, как это правильно сказать по-русски… чуть ли не главным «массовиком-затейником» при Латышском доме культуры. А мотивация?... Ты знаешь, у меня есть свое особенное видение, как должна выглядеть наша Латвия…
- И как же?
- Я когда-то слышал такое выражение «дети 90-х». Так называют потерянное поколение рожденных в 80-е годы, чье детство выпало на малиновые пиджаки и бандитские разборки. И если тогда мне это говорили, то сейчас я это вижу: компьютерные игры, бесконечные тусовки, алкоголь, наркотики, следовательно, неуважение к родителям и взрослым. В общем, неправильная жизнь. И она у них такая главным образом потому, что им в свое время не показали «как правильно». В 90-х, увы, родители были заняты выживанием семьи, а не воспитанием детей… Но это можно исправить – молодежь не только должна болтаться, но и заниматься спортом, общественной деятельностью, в идеале, чтобы болела за весь мир. Т.е. иными словами нужно создать условия для привлечения к позитивной деятельности через проекты, мероприятия и т.п. Кстати, это должно еще и стать противовесом массовой миграции молодежи на Запад. У меня у самого есть дети – и я хочу, чтобы они у меня были детьми дела, а не детьми-бездельниками. Кем они станут, зависит только от меня.
- Айнарс, но помимо правильного воспитания нужно, чтобы не страдала демография в стране. Недостаточно только вложить в голову умные мысли, ведь если даже в семье будет только по одному пусть даже самому воспитанному и правильному ребенку, это не решит демографические проблемы страны и в скором времени Латвия вымрет. Ты – молодежный лидер – готов личным примером продемонстрировать, как строить семью?
- Я вообще сторонник культивации семейных ценностей, традиции. У меня пять детей. И если говорить конкретней, зачем столько (возможно будет и больше!), то объяснение тут простое – моя личная убежденность. Дети – это гарантия нашего будущего. Пока я не очень-то уверен в государстве, поэтому хочу передать своим детям то дело, которым я сейчас занимаюсь. И когда я буду стареньким, уже они будут меня кормить. В этом и есть ценность семейственности. Что касается такого поветрия, что много детей – это, мол, «трудно», «плохо» и т.д., то на личном опыте готов засвидетельствовать, что это не труднее, чем иметь два ребенка. Проблема в нежелании многодетности у современного молодого человека заключается в том, что он зациклен на личном благополучии. Это такой проамериканский стиль жизни, потребительский: три машины, гигантская квартира, вкусно и много пожрать… А это ведь неправильно – ты при таком жизненном раскладе остаешься наедине со своей жаждой потребления.
Есть такая поговорка: «кровь гуще воды». Она для меня путеводная – хочу, чтобы у моих детей была поддержка братьев и сестер. Кстати, посмотрите на итальянскую мафию. За счет чего она неискоренима? За счет того, что там кровь, вот эта самая семейственность, определяет поддержку. А кто сегодня управляет миром? Семь семей – Ротшильды, Рокфеллеры и т.д. Они тоже – один за всех и все за одного. Нам учиться у них надо!
- Чуть отвлечемся. Скажи, а тебе, как латышу, хотелось бы принять в «семью» латвийского народа русских, поляков, белорусов? Признать их языки наравне с латышским, праздновать их праздники?
- Мое мнение, что все национальности, для которых Латвия стала родной страной, должны войти в одну большую семью под названием «Латвия». Что касается праздников… Я с уважением отношусь к Дню Победы, помогаю в организации мероприятий в этот день. Но это я… Мне кажется, что правильней будет, при одновременном праздновании каждым населяющим Латвию народом своего праздника, искать общие праздники, общие традиции. Ведь, скажем, одинаковые по своей эмоциональной мощи День Победы и Праздник песни и танца – это конструктивно разные мероприятия. И, скажем, идти на такой компромисс – вы к нам, мы к вам на праздник – не все согласятся. А именно это могло бы стать компромиссом, приносящим мир между латышами и русскоязычными. Но, увы, это невозможно. Поэтому надо искать другой путь. Например, общие праздники… Скажем, Лиго и Иван Купала, 8 марта потихоньку становится таким соединяющим днем.
Что касается языков, то я скажу так... Я прекрасно эмоционально понимаю тех, кто собирает подписи «за русский язык». Ведь есть же понятие «национальное меньшинство» и в рамках этого, почему бы не дать официального статуса русскому, возможно, даже польскому языку?! Это было бы нормально для такого многонационального государства, как Латвия. Кстати, мои дети учат русский язык. Другое дело, что не стоит копаться в прошлом, выискивать там соринки. А, к сожалению, именно этим порой и занимаются противоборствующие стороны. Мне, допустим, непонятны 20-летние парни, которые и Россию-то никогда не видели – а бегают и кричат «латыши-сволочи», «латыши-дураки», а русские, мол, самые-самые. Такие же придурки есть и с другой стороны – это культивируется прессой. Короче, две общины начинают друг на друга «гнать», а это естественно приводит к взаимному неуважению языков у общин. В результате, начинаются языковые войны, что отнюдь не приносит пользы последним.
- Айнарс, давай перейдем от общего к частному – к нашим баранам, так сказать. В последнее время в городской прессе часто муссируется информация о смене руководителя Молодежного департамента, объявлен конкурс на эту должность. Твое личное мнение, каким должен быть главный вожак молодежи города? Может у тебя есть достойная кандидатура на эту должность или ты готов сам принять участие в конкурсе?
- Сразу оговорюсь, что об участии в конкурсе на должность руководителя Молодежного департамента я не думал. Я слышал туда прочат Марьяну Иванову-Евсееву, скандальную личность и небезызвестную в городе общественницу. Мне кажется это не лучший выбор. В последнее время практически ко всем, связанным с молодежной тематикой людям, пришло осознание – нынешние руководители департамента не совсем справлялись со своей работой. Но, заменить их на Марьяну Иванову-Евсееву – это поменять шило на мыло! Лично с ней я незнаком, но из СМИ, от окружающих людей мне известно – Марьяна Иванова-Евсеева недоговороспособна. Такой человек не подходит для работы с молодежью.
Если говорить о том, какой руководитель нужен, то, на мой взгляд, его портрет должен выглядеть следующим образом: переживающий за молодежь человек, честный, образованный, не совсем старый и не совсем ребенок – до 35 лет. Потому как прочувствовать молодежный драйв может только тот, кто близок молодежи по возрасту, но уже не ребенок. И я искренне надеюсь, что у руководителей города хватит мудрости найти достойного человека, с которым нам – молодежным организациям – будет приятно работать результативно.
- Айнарс, спасибо за интервью!