С миру по нитке: Силиня озвучила планы сокращения государственных расходов2

С миру по нитке: Силиня озвучила планы сокращения государственных расходов

Премьер Эвика Силиня, которой нужно за три года сократить госрасходы на 450 млн евро, поведала свой рецепт: слить министерства и изменить зарплаты членам правлений и советов госпредприятий.

Наиглавнейшая проблема Латвии на данный момент — острейшая нехватка средств. Госбюджет работает с огромным дефицитом, госдолг увеличивается рекордными темпами, инфляция растет, а экономика стагнирует. При этом содрать с латвийских налогоплательщиков больше денег, нежели государство берет у них сейчас, крайне затруднительно.

 

Среднестатический латвиец выжат практически досуха. Единственный выход из ситуации: «раскулачить» тех, у кого денег куры не клюют. То есть наших госуправленцев. А поскольку те упорно не желают ни сокращаться, ни понижать себе зарплаты, у Силини остается лишь одна возможность заставить их это сделать. И премьер озвучила, как именно она собирается это сделать.

 

Выступая в эфире Латвийского телевидения, Силиня заявила, что экономия в государственном управлении невозможна без слияния учреждений и централизации ресурсов. И добавила, что возможности сокращения расходов будут обсуждаться не только с министерствами, но и с самоуправлениями.

 

И хотя конкретные предложения от премьера пока не прозвучали, уже сейчас можно предположить, кто пойдет под заклание.

 

Под нож может оправиться Министерство сообщения, которое при желании можно было бы запросто объединить с Министерством экономики. Особенно с учетом того, что транзит дышит на ладан, а с тем, что еще худо-бедно функционирует, легко бы справилось объединенное министерство.

 

Это Минкульт, который, по уму, давно пора присоединить к Министерству образования и науки. Ведь, как ни крути, библиотеки, театры, музеи и прочее – тоже своего рода составная часть системы образования.

 

Наконец, это загадочное Министерство умной администрации и регионального развития, которое для сокращения расходов могло бы слиться частью с Министерством климата и энергетики (последнее парламентская оппозиция призывает и вовсе ликвидировать как факт), а частью – с Министерством юстиции, чтобы присматривать за деятельностью муниципалитетов.

 

Список потенциально возможных слияний можно было бы продолжать и продолжать, поскольку в настоящий момент и ежу понятно, что Латвии с ее день ото дня уменьшающимся населением и вялым экономическим развитием столько министерств не нужно. При наличии политической воли их легко можно было бы сократить минимум наполовину.

 

Экономия получилась бы ощутимая. Уменьшилось бы число министерских зданий (минус расходы по коммуналке). Сократились бы ряд должностей. К примеру, зачем в Министерстве образования — по одному чиновнику на каждые полторы школы, при том что число самих школ из-за скверной демографической ситуации с каждым голом сокращается? К чему нам столько бюрократов в Минздраве, когда система здравоохранения в стране фактически разрушена, а в поликлиниках и больницах не хватает врачей и медсестер?

 

Что-то можно было бы выгадать на обслуживающем персонале (расходы на зарплаты охране, уборщицам), а также ежегодной закупке бумаги, папок, ручек, маркеров, ксероксов и прочего. С учетом сокращения административных расходов на круг бы неплохо набежало...

 

Собственно, к этому и ведет премьер, говоря о том, что в Латвии слишком много контролирующих органов, и давно назрел пересмотр функций во избежание дублирования.

 

А чтобы экономия вышла еще большей, уже согласованы новые правила Кабинета министров, которые вводят критерии как для определения количества членов в правлении или совете госкомпаний, так и размер вознаграждений за их работу. И вот это уже — очень серьезные деньги.

 

По информации De Facto, на данный момент государству принадлежат доли капитала в 74 компаниях, причем некоторые члены правлений и советов получают там кучерявые зарплаты, которые вдвое, а то и втрое превышают заработки первых лиц государства.

 

Скажем, если зарплата Силини это «скромные» 8 659 евро в месяц (без учетам доплат и расходов на репрезентационные нужды), то члены правления Latvenergo ежемесячно заколачивают по 15 тысяч евро, члены правления Latvijas Valsts meži — по 17 тысяч евро, а гендиректор Tet – и вовсе 21 тысячу евро в месяц.

 

И, кстати, в компаниях, где доли капитала принадлежат не только государству, но и частным предприятиям, потолка вознаграждения для членов правлений и советов нет от слова «совсем» (airBaltic, где Гаусс получал по 80 тысяч евро в месяц, — наглядный тому пример).

 

Именно это синекуру и предполагается — если не обрубить, так хотя бы умерить ее обладателям их непомерные аппетиты. Во многих компаниях будет сокращено число членов правления и совета. А сами руководители и члены советов станут получать меньше. Если раньше их зарплата составляла 90% от оклада председателя, то теперь будет 75%. А ежемесячное вознаграждение председателя совета предприятия не сможет превышать 30% от ежемесячного вознаграждения председателя правления. Причем, согласно новым правилам, зарплаты, бонусы и премии будут пересматривать каждый год, и в том случае, если компания не достигнет поставленных целей, доходы сотрудников могут урезать.

 

На первый взгляд, идея отличная. Но не спешим радоваться, ибо все это попахивает полумерами. Если бы власти действительно хотели сэкономить, они бы эти советы госпредприятий ликвидировали вообще (к чему их уже неоднократно призывал Латвийский союз свободных профсоюзов).

 

Но на это у правительства кишка тонка. К тому же новые правила вступят в силу далеко не сразу. Количество членов и правлений в госкомпаниях должно быть приведено в соответствие с новыми установками лишь к 31 марта 2026 года. А за этот переходный период , как говорится, либо ишак сдохнет, либо падишах. И, наконец, вишенка на жирном чиновничьем пироге: ежемесячное вознаграждение, установленное председателю правления, члену правления, председателю совета или члену совета до момента вступления в силу этих правил, может не пересматриваться до окончания срока их полномочий.