Экономику Латвии поднимут иммигранты?6
В частности, такого мнения придерживается министр финансов Латвии Андрис Вилкс, который публично высказался о том, что стабилизации нашего рынка труда может поспособствовать приток иммигрантов. А министерства иностранных дел, внутренних дел и обороны подтвердили информацию о том, что Латвия примет беженцев из Северной Африки, если возникнет такая необходимость. Мы привыкли думать, что все только и делают, что покидают Латвию.
Но оказывается, пока мы только ведем публичные дискуссии о роли иностранцев в нашем потенциальном экономическом развитии, наша страна становится все более привлекательной для иноземцев. Статистика – вещь упрямая, и в данном случае она говорит сама за себя.
Нелегалов перевезли к нам
Для начала стоит разобраться с терминологией. Существует три основные группы людей, попадающих в Латвию из других стран, у каждой из которых – свои права и возможности.
Первая группа – это нелегальные иммигранты и подозрительные просители убежища в нашей стране. Их задерживают на границе и уже начиная с 23 мая везут не как раньше в Олайне, а в Даугавпилс, на ул. Пумпура, где открыл свои двери центр для нелегальных иммигрантов. Как нам сообщили в Государственной службе Погранохраны, в начале этой недели в наш город было перевезено 17 лиц, страны происхождения которых – Беларусь, Алжир, Афганистан, Бангладеш, Конго, Камерун и Гвинея.
Нелегальные иммигранты будут проживать в этом учреждении закрытого типа до тех пор, пока не рассмотрят их дела. Этот процесс длится до 18 месяцев, в течение которых государство обеспечивает их кровом и пропитанием, заботится о состоянии их здоровья.
В даугавпилсском центре есть места для 73 постояльцев, предусмотрены комнаты и дворики для прогулки – отдельно для семейных и холостых, курящих и нет. Аналогичный центр в Олайне, откуда к нам и приехали эти 17 нелегалов, с 1 июня официально закрывается на ремонт, так как условия проживания в нем были признаны несоответствующими требованиям ЕС.
Убежища ищут грузины
Большинство нелегальных «пересеченцев» латвийской границы по прошествии некоторого времени будут высланы домой. А вот с кем мы имеем реальные шансы повстречаться на улице или даже заиметь в качестве своих новых соседей, – так это члены второй группы иностранцев, приезжающих в Латвию. Это просители убежища, беженцы (то есть люди, получившие убежище в нашей стране) и люди с альтернативным статусом (то есть те, кто по каким-то причинам «не дотянул» до статуса беженца, но пожить в Латвии может).
Надо сказать, Латвия не ждет их с распростертыми объятиями. В первый год жизни наше государство выплачивает беженцам пособия в размере минимальной зарплаты и оплачивает обучение латышскому языку. Жильем просителей убежища обеспечивают только до момента, пока не будет определен их статус. Далее они вольны жить и работать, где хотят. Причем по отношению к беженцам на рынке труда нет никаких поблажек по сравнению с местными жителями: они также обязаны знать латышский язык на определенную категорию дополнительно к профессиональным навыкам.
И тем не менее количество просителей убежища в Латвии растет с каждым годом: 8 человек в 2006 году, 34 человека в 2007-м, 51 – в 2008-м, 52 – в 2009-м, 61 – в 2010-м, а с начала текущего года убежища в Латвии уже запросили 70 человек! Почти половина из них (30 человек) выходцы из Грузии. Остальные – граждане республик Конго, Турции, Камеруна, Пакистана и Бангладеш.
Как показывает статистика, статус беженца получает примерно каждый десятый, но каждый третий может претендовать на альтернативный статус, который позволяет ему остаться в стране. К тому же, просителей убежища селят в центре открытого типа, из которого некоторые просто убегают, не дождавшись решения о своем статусе.
Чужаков больше с каждым годом
Как мы видим, количество просителей убежища в Латвии в этом году уже имеет реальные шансы превысить вдвое показатели прошлого года. И это без учета возможных беженцев из Северной Африки.
Министр иностранных дел Латвии Гиртс Валдис Кристовскис предложил пока переждать и посмотреть, что будут делать другие страны ЕС.
«Надо посмотреть, что будут делать Италия и Мальта. Я слышал, что страны Скандинавии готовы принять беженцев. На данный момент никаких требований к Латвии нет, но мы оцениваем возможность», – заявил министр в интервью Латвийскому радио.
И если беженцы в нашей стране в данный момент измеряются десятками, то есть группа иностранцев, которых в нашей стране – тысячи. Это третья, самая многочисленная группа иноземцев, имя которой – иммигранты, получившие временный или постоянный вид на жительство в Латвии.
Согласно статистике Управления по делам гражданства и миграции, если, к примеру, в 2004 году было выдано всего 1914 постоянных и 2061 временный вид на жительство в нашей стране, то в 2010 году цифры выросли, соответственно, до 6123 и 2495.
Более того, пропорционально оттоку наших граждан за рубеж с каждым годом растет количество подданных других стран, живущих в Латвии с видом на жительство на руках. Если в 2004 году в стране жило 25 446 иностранцев с постоянным видом на жительство и еще 7574 – с временным, то на 1 января 2010 года их количество возросло до 42 054 и 13 557 соответственно.
Таким образом, иммигранты уже составляют весомую категорию постоянных жителей Латвии и несут свой вклад в развитие нашей экономики. Причем, несмотря на кризис, количество вновь приехавших в Латвию в качестве беженцев или иммигрантов, неумолимо растет. Так что нравится нам это или нет, но в будущем нам придется уживаться со все большим количеством иностранцев.
Кстати
Из трех Прибалтийских стран самой привлекательной для просителей убежища почему-то представляется Литва. Если в 2007 году убежища в Латвии попросили 34 человека, то в Литве их количество составило 480! Примечательно, что большая часть (366 человек) этих потенциальных беженцев имела на руках паспорт гражданина РФ. А вот Эстония является самой непопулярной по части прошения убежища страной во всем ЕС! В 2009 году было получено всего 40 прошений о предоставлении убежища иностранным подданным в этой стране.
Как бы вы отнеслись к тому, Чтобы с вами по соседству поселилась семья беженцев?
Лилия Гагарина, пенсионерка:
«Я против всех этих беженцев! Почему? Да потому, что наши люди уехали, а мы теперь беженцев будем обеспечивать?! Нам свой народ надо вернуть! Мои родственники, например, с удовольствием вернулись бы сюда, если бы здесь была работа. За границей-то по 12 часов им приходится вкалывать. А беженцы эти… Один приедет, так и все тут же приедут – заполонят тут все. Латвия, как мне кажется, довольно привлекательная для беженцев страна. У нас тут красиво, да и жизнь по их меркам, наверное, довольно доступная».
Егор Шкульков, ученик 8-го класса Русской средней школы-лицея:
«Если бы со мной рядом за партой сидел мальчик из Ливии или Ирака, я бы отнесся к этому нормально. Мне все равно, откуда он! У нас в классе все русскоязычные, но, я уверен, не было бы большой проблемы, если бы среди нас появился человек другой национальности. Я вот езжу каждое лето в Лиепаю, так там все латыши. И ничего, общаемся, они нормальные ребята. Я вообще думаю, что большинство людей в нашем городе поймет и примет, если на улицах Даугавпилса будет больше иностранцев, и в частности людей с более темным цветом кожи, не говорящих по-русски и по-латышски».
Юрий Ермаков, зам. директора Дома русской культуры:
«Трудно сказать, как бы я отнесся к соседству с беженцами из стран Северной Африки или с Ближнего Востока. Но опыт других европейских стран говорит о том, что, когда эти люди приезжают массово, они не соблюдают законы той страны, в которой поселяются. Они живут по своим правилам! Особенно это касается людей из стран арабского мира. Поэтому не могу сказать однозначно, как бы отнесся к таким соседям… Но я уверен в том, что экономику Латвии беженцы, естественно, не поднимут, а проблемы, которые у нас есть, они только усугубят».
Диана Золотухина, горожанка:
«Отнеслась бы отрицательно. Я считаю, что у каждого должен быть свой дом. Где человек родился, там он и должен пригодиться. И я не верю в то, что за счет притока иностранных рабочих можно было бы поднять нашу экономику. Нам надо это делать за счет своей рабочей силы, делать так, чтобы свои люди, местные жители, не уезжали за границу, а не заботиться о беженцах. Например, мой пасынок окончил техникум и уехал за границу, потому что здесь работы по его профессии нет. А была бы – с удовольствием вернулся бы домой!»