![]() |
Европейская счетная палата констатировала: рост расходов настолько серьёзно повлиял на сроки строительства проекта Rail Baltica, что к 2030 году построить его не представляется возможным.
Европейская счетная палата опубликовала новый отчет о транспортной инфраструктуре ЕС, где уделила особое внимание стоимости и срокам реализации мегапроектов, в том числе Rail Baltica, сообщает LSM.
Мегапроекты ЕС составляют основу Европейской транспортной сети (TEN-T), поэтому им уделяется особое внимание. Правда, последний отчет на эту тему был опубликован пять лет назад — в 2020 году. Теперь же европейские ревизоры заново оценили ситуацию, чтобы понять, устранены ли выявленные ранее проблемы, связанные с расходами и сроками.
В отчете рассмотрены восемь мегапроектов TEN-T в 13 странах ЕС: четыре железнодорожных (Rail Baltica, Лион — Турин, Бреннерский тоннель и «Баскский треугольник» Basque Y), один проект автомагистрали в Румынии и два мультимодальных — автомобильное и железнодорожное сообщение через пролив Фемарн-Бельт, а также железнодорожное сообщение с портами в Польше.
Интересный момент: Rail Baltica выделен как проект, сильнее всего повлиявший на общий рост стоимости мегапроектов ЕС. Если в отчёте 2020 года официальная оценка стоимости Rail Baltica составляла 5,8 млрд евро, то в 2024 году — уже 23,8 млрд евро. Главные причины удорожания — поверхностность и недостаточная детализация прежних оценок, а также изменения в структуре проекта.
Причём даже оценки 2024 года могут быть неточными: детальные проектные исследования подготовлены лишь для трети запланированной железнодорожной линии.
Из-за значительного удорожания Rail Baltica решили реализовать в два этапа. На первом этапе до 2030 года вместо двухколейной линии планируется построить одноколейную. Первый этап обойдется в 15,3 млрд евро, из которых 6,4 млрд приходится на Латвию.
На втором этапе предстоит достроить всю железную дорогу, но четкого графика пока нет. Поскольку сроки работ продлены, после завершения второго этапа стоимость Rail Baltica, скорее всего, превысит 23,8 млрд евро, указывает Европейская счетная палата.
Таким образом, с момента первых оценок стоимость Rail Baltica выросла на 291%.
В новом отчете Европейской счетной палаты также говорится, что проект Rail Baltica задержится сильнее, чем ожидалось. Вероятность завершения первого этапа к 2030 году оценена как низкая.
Что касается второго этапа, то о нём вообще ничего не известно. Поэтому конкретные сроки полного завершения Rail Baltica ревизоры даже не пытались угадать: рассчитать их невозможно, поскольку у второго этапа нет ни графика реализации, ни официальной конечной даты.
Ревизоры анализировали проект Rail Baltica в целом, а не по каждой стране Балтии отдельно, поэтому не смогли сказать, какая из стран выполняет свою работу лучше, а какая — хуже. Ясно одно: по сравнению с отчетом 2020 года неопределенности вокруг проекта стало намного больше.
Между тем, в Латвии наскребли денег на строительство 30-километрового участка Rail Baltica, о чём и объявили под победные фанфары. Финдиректор RB Rail (совместной литовско-латвийско-эстонской компанией, управляющей всем проектом) Оярс Даугавиетис отметил, что Латвия изменила приоритеты в реализации проекта и сейчас концентрируется на строительстве основной трассы, хотя изначально работы начинались с создания Рижского кольца, которое является технически самым сложным этапом проекта.
Да — именно в том-то и состоит основная проблема латвийского участка Rail Baltica, что наши изумительные топ-менеджеры в самом начале проекта раскатали варежку и напихали туда все свои хотелки: остановки и мосты, петли и развязки, не имевшие отношения к задумке ЕС (заполучить максимально быстрый и прямой путь через всю Балтию от Польши до Эстонии). Напихали, максимально удорожили проект, начали строить — и теперь весь этот недострой приходится консервировать на неопределённый срок.
Прекрасно понимая, что рано или поздно за безумное и непрерывное удорожание проекта и срыв сроков придётся отвечать, руководство RB Rail решило сделать ход конём. Оно объявило тендер для страховых компаний, требуя, чтобы ему предложили такую страховку, которая покрывала бы любые финансовые убытки, причинённые его решениями, включая юридические расходы, судебные издержки и возможные компенсации. Как сказали бы американцы, тяготеющие к громкому слову, - «мать всех страховок», «царь-страховку», отмазывающую от любой ответственности.
Причём относиться эта новая страховка должна не только к действующим директорам и должностным лицам попроще, но и к бывшим! То есть — оберегать от ответственности топ-менеджеров RB Rail и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Просто мечта, а не страховка, особенно если учесть, что покупается не за свои.
Правда, не обошлось без небольшого скандала. Премьер Латвии Эвика Силиня затребовала от министра сообщения Атиса Швинки объяснений — как в RB Rail такое могли удумать. «Министерство сообщения должно обеспечить, чтобы соответствующая закупка не финансировалась из публичных средств Латвии», - написала премьер-министр в соцсетях.
В ответ Швинка успокоил премьера (тоже в соцсетях — у нас ведь сегодня твиттерная дипломатия), что страхование гражданско-правовой ответственности должностных лиц не покрывает уголовную ответственность, а также не покрывает штрафы за умышленные противоправные или мошеннические действия. То есть, если запахнет уголовкой, то «мать всех страховок» менеджеров не защитит. Министр признал, что детали полиса — особенно покрытие задним числом (страховка должна уберечь всех, кто работал в RB Rail с 2014 года!), а также столь широкий охват, что он распространяется на супругов и родственников должностных лиц, вызывают у общества обоснованные вопросы. Но парировал, что «такой тип страхования является международно распространенной практикой в крупных инфраструктурных проектах».
Таким образом, всё свелось к вялому переругиванию в публичном пространстве, которое ни на что не повлияет. Именно так и происходит все годы с теми, кто за бешеные зарплаты и сумасшедшие премии работает над проектом Rail Baltica, исправно обогащаясь и ни за что не отвечая.
