Был завод, да сплыл. Что дальше?3
За 20 лет цеха предприятия пришли в полную непригодность, а вид самой территории больше напоминает заброшенный после взрыва на Чернобыльской АЭС город Припять — выбитые окна, затопленные подвалы, потертые временем надписи на стенах – все это можно увидеть проходя мимо руин заводов.
- Закончив институт, я пришла работать на завод. Конечно, на работе было всякое, но в памяти остались только положительные воспоминания о заводе, – рассказывает Татьяна Алексеевна Бейнарович.
- Помню, приходишь на работу, а в очереди за продукцией стоят десятки грузовых машин. На заводе ЖБК изготавливали панели, перемычки, колонны, блоки, сваи, фундаментные подушки и многое другое. Сотрудники завода постоянно учились (на курсах, на занятиях по повышению квалификации). Зарплаты тогда были средние, но достаточно чтобы прожить… Завод работал. Жизнь кипела.
Отношение между людьми были хорошие – помогали друг другу. В нашем городе высокий уровень безработицы, считаю что нужно дружить не только со страными ЕС, но и с Россией. Проходя мимо завода, обидно видеть разрушенные, обгорелые стены завода, который фактически дал жизнь тысячам жилых домов,заводов, ферм, школ во всей Латвии. Панели и кирпичи возили даже в Литву и Беларусь!
Руины заброшенных заводов не только портят внешний вид города, но зачастую опасны – разрушенные стены часто привлекают молодежь, а ночью бывший завод становятся приютом для бомжей. В этом году был случай пожара, в следствии которого сгорела целая лесопилка. Мусор, старая одежда, документы – все это можно увидеть в помещение бывшего завода ЖБК.
- Работники свой завод обожали. Коллектив был крепкий, - вспоминает Зиедонис Крауцис.
- Я проработал на нем 33 года, из них 16 лет - начальником цеха. Завод работал круглосуточно. Рабочие основных цехов работали по 8 часов в смену. В то время у нас работало примерно 400 рабочих. Не понимаю, как городские власти собираются строить торговый центр рядом развалинам? Считаю, что бывший завод нужно сносить, а уже тогда строить магазин. Шансов на то, что в них вернется производство, практически нет. Нужно создавать новые рабочие места, а для этого нужно показать инвесторам что в Резекне есть место где можно построить новый многофункциональный завод.
Прокомментировать ситуацию мы попросили и Илвию Пастаре, и.о. исполнительного директора Резекненской думы.
- На фоне этих руин трудно рассказывать инвесторам о преимуществах города и тем более предлагать им вкладывать средства в столь неухоженные места. За последние 20 лет владельцы завода менялись, на данный момент руины бывшего завода принадлежат фирмы SIA «Latgales Betons». В прошлом году, SIA «Latgales Betons» получила административное наказание в размере 300 лат. Весной этого года еще 400 лат. Конечно, сумма небольшая. Мы ведём переговоры с владельцами фирмы.
Городское самоуправление рассматривает два возможных варианта развития заброшенной территории. По первому — она будет облагорожена за счет программы ЕС «Улучшение городской среды». Но в этом случае для отремонтированных производственных помещений нужно будет найти арендатора, и желательно, чтобы им стало промышленное предприятие.
Поэтому основным считается все же вариант со сносом заброшенного советского наследия и зачисткой территории. Само расположение руин довольно выгодное — бывший комбинат находится в непосредственной близости от городского вокзала Резекне-2, являющегося крупным железнодорожным узлом Латвии. Правда, со сносом старых цехов придется повременить — в думе предполагают, что европейское финансирование на проект можно будет получить не раньше 2014 года. Резекненское самоуправление следит за ситуацией.
Поживём — увидим, а пока в городе появилась еще одна стройка - на этот раз в Резекне возведут новый торговый центр «MaХima XX». Разговоры об этом ходили уже давно, но то кризис, то еще разного рода проблемы мешали началу строительства. Создалось впечатление, что забыли про это надолго. Но вот свершилось!
Будут рабочие места в новом торговом центре - это здорово. Думаю вот только - потянет ли наш город, еще один торговый центр? Или откроется один, а закроются два? «Селвер» – то уехал. Как будут развиваться события дальше — покажет время…