Гастарбайтеров освободили от уплаты налогов2
Так что теперь СГД уже не вправе начислять к уплате нашим гастарбайтерам суммы налоговой разницы в доходах, полученных начиная с 2011 года. Другими словами, согласно принятым в прошлый четверг поправкам, латвийским налогом больше не облагаются доходы от зарплаты резидента Латвии, получаемые им в другой стране ЕС или в государстве, с которым у Латвии действует конвенция об избегании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов.
Эти нормы не распространяются на доходы работающих за рубежом моряков, потому что в данном случае определен специальный налоговый режим, а также на доходы физических лиц за финансовый год, по которому проведен аудит подоходного налога (ПНН) жителя.
Поправки к этому закону рассматривались в срочном порядке и были вынесены на повестку дня Сейма после того, как весной этого года в публичном пространстве появилась информация о том, что Служба госдоходов вправе начислить неуплаченную разницу подоходного налога с работающих за рубежом жителей Латвии за последние три года. И фактически любой, кто, уехав за границу на заработки, предварительно не отказавшись от статуса резидента Латвии (для этого нужно было писать заявление в Управление по делам миграции, гражданства и натурализации; причем, в просьбе могли и отказать), попадал под прицел налоговых инспекторов СГД. А из-за того, что минимальные зарплаты, скажем, в Англии или Германии намного выше латвийских, хотя налоговые ставки, применяемые к ним, гораздо ниже наших 25%, разница в пользу латвийской налоговой службы получалась внушительной: за 3 года набегали тысячи и даже десятки тысяч латов! СГД тогда подсчитала, что в общем, если «обработает» всех гастарбайтеров, то пополнит госказну на миллионы латов! Правда, налоговики честно признались, что у них не хватает ресурсов для вылавливания и проверки наших гастарбайтеров, так что попасть в поле зрения СГД можно было либо добровольно, подав декларацию о доходах, либо чисто случайно.
Стоит ли говорить, что декларации народ подавал неактивно, и к концу апреля текущего года СГД получило лишь чуть более 3 тыс. таковых. Кроме того, опасаясь санкций со стороны налоговой службы, родственники уехавших на заработки жителей весной массово врали переписчикам населения, говоря о количестве членов своей семьи, проживающих в Латвии, таким образом ставя под сомнение эффективность проведения переписи как таковой.
Видя происходящее, депутаты Сейма и сотрудники Минфина все-таки сжалились над запуганными гастарбайтерами и их родственниками, оставшимися в Латвии, и стали корпеть над поправками к закону о ПНН. Теперь латвийцы, работающие в других странах, освобождены от уплаты налоговой разницы со своих доходов в пользу Латвийского государства.
Но это относится только к доходам, полученным в 2011 году и позже. Что до прошлых лет, то принятые поправки предусматривают частичную налоговую амнистию. Так, ставка налога за полученные за рубежом трудовые доходы в 2008–2010 таксационные годы составит 5%. Лица, которые за указанный период не уплатили налог, могут подать обновленную декларацию в общем порядке (опять-таки в добровольном порядке, и несложно догадаться, что это сделают единицы…).
А лица, уплатившие налог по ставке, которая была в силе в течение соответствующего финансового года, подав уточненную декларацию, получат право на возврат переплаченного налога.
Таким образом, отныне латвийские гастарбайтеры могут не опасаться налоговых санкций и преспокойно, как и прежде, поддерживать латвийскую экономику, присылая часть денег, заработанных за границей, своим бедным родственникам в Латвии…