Между тем значительная доля бюджета здравоохранения «пожирается» последствиями пьянства, в том числе и детского, о чем на днях заявил глава Общества врачей Петерис Апинис.
«Неотложная помощь собрала данные из латвийских больниц: 60 млн латов из общего бюджета медицины (около 400 млн латов) мы теряем на алкоголе», – сказал он в телепередаче «Вопрос с пристрастием». Апинис делает акцент на том, что самая большая проблема сегодня – детский и юношеский алкоголизм. Причем больше пьют девушки. В Наркологическом центре открыли две новые палаты для девушек 15–16 лет, попадающих сюда с острыми психозами после распития 7-градусного пива в больших пластиковых бутылках. Теперь такие психозы и называют «пивными».
По мнению рижского психолога с 20-летним стажем лечения пациентов от алкоголизма Бориса Фалькова, пивной алкоголизм – один из самых страшных видов алкоголизма, так как при производстве крепкого пива используется концентрат с добавлением в него спирта, часто некачественного. Выпить литр этого пива – то же, что выпить 120 г водки. Тому, что юношеский пивной алкоголизм набирает обороты, не в малой степени способствует реклама, заманивающая акциями и скидками. Но какие скидки будут действовать, когда человек уже болен? «Вывод из запоя и долговременное лечение от алкоголизма – совершенно разные вещи, и стоит это разных денег», – предупреждает специалист. Известный нарколог, почетный доктор университета им. Страдыня Янис Страздиньш также называет пиво в двухлитровых пластмассовых бутылках напитком сомнительного качества, считая его крайне опасным для здоровья.
«Эти большие бутылки с дешевым пивом превратились в настоящее проклятие, особенно на селе», – отмечает нарколог.
По статистике, 91% латвийских детей в возрасте до 14 лет хотя бы раз употребляли алкоголь. В группе детей в возрасте 15–16 лет 1/3 употребляют алкогольные напитки около пяти раз в месяц, что позволяет говорить о детском алкоголизме. Эти данные приводит доктор Апинис. Он же указывает, что детям достаточно легко получить алкоголь. Телеканалы LNT и TV3 в сотрудничестве с Обществом врачей сумели снять на видео, когда алкогольные напитки продавали даже 12-летним.
За минувший год зафиксировано 76 тыс. вызовов неотложной помощи из-за алкоголя, когда люди нуждались и в лечении травм и «вытрезвлении», других медицинских манипуляциях. За 2011 год только Восточная больница приняла 5 тыс. пациентов в сильном алкогольном опьянении. При этом часто констатируются травмы головы, а значит – необходимо сделать компьютерную томографию, стоимость которой 80 латов. Диагностировать, обработать, зашить, продержать в стационаре положенных 16 часов, пока человек не протрезвеет. Один такой пациент обходится казне в 150 латов. Но ведь бывают и более сложные, а значит – и более «дорогие» случаи.
И все же взрослые сейчас пьют меньше, так как боятся потерять работу. В связи с ужесточением наказания снизилось число водителей, уличенных в вождении в нетрезвом состоянии. Зато юность вовсю накручивает «алкогольные дистанции».
Каждую неделю в больницы попадают дети с сильными алкогольными отравлениями. Однако не стоит думать, что девочки и мальчики, употребляющие алкоголь, сплошь из неблагополучных семей. В хороших семьях, по утверждению специалистов, ситуация не лучше. Латвия занимает одно из первых мест в Европе по нелегальному алкоголю.
В то же время полицейские прекрасно знают, где именно действуют точки по его продаже. Но даже после явного уличения продавцы «крутки» отделываются незначительными штрафами, и та же «подпольная» торговля через какой-нибудь месяц открывается вновь. Легкий способ заработать деньги! Опасными заведениями суррогатного спиртного эксперт считает «так называемые кафе-магазины, которые по ночам делают вид, что они кафе». По его данным, в барах много крутки, нет никакого шанса определить, что вам налили в стакан. В то же время, утверждает он, Латвия маленькая страна, где при желании соответствующих структур можно быстро выявить нелегальные алкогольные фабрики. Только 10% нелегального алкоголя ввозится в Латвию из-за рубежа, остальной суррогат производится на месте. «Но не медицине же с этим бороться!» – возмущается Апинис. – Пока МВД не закажет эту работу, ситуация будет сохраняться».
Со слов доктора Б. Фалькова, Латгалия в плане алкоголизма вообще вне конкуренции: «У меня есть знакомый врач в Резекненском крае, который говорит: люди, если что, лечатся только "народными средствами", а медика приглашают лишь тогда, когда уже не в состоянии встать с постели…»
Бессмертны вопросы классика: «Кто виноват?» и «Что делать?» Одно ясно, оптимизировать латвийских алкоголиков, как школы – целях сокращения на них расходов, невозможно.