Обратите внимание: материал опубликован более чем одиннадцать лет назад

Экономика Латвии: местами гололед!

Экономика Латвии: местами гололед!
Падение латвийского экспорта в Россию будет измеряться двухзначными цифрами, но если повезет, компенсируется ростом поставок на другие рынки. По мнению экономистов Swedbank, прогноз роста экономики Латвии на текущий год может быть снижен до 1,9%, хотя ранее предполагалось, что он составит 2,6%. 

Причины такого торможения – ослабление внешнего спроса, и в особенности – резкое падение стоимости российского рубля. В свою очередь, опорой роста экономики Еврозоны (а значит – и в нашей стране) станет снижение мировых цен на нефть...

Падают цены на нефть: это хорошо или плохо?


Цены на нефть с лета снизились более чем наполовину, но низшая точка еще не достигнута, прогнозируется, что это может произойти в первой половине года. В США утихает бум добычи сланцевой нефти. Не исключено, что те страны, которые осенью прошлого года решили не сокращать объемов добычи нефти, ощутив резкое падение доходов бюджета, начнут ограничивать добычу, чтобы вызвать рост цен на «черное золото». Нельзя не отметить, что подешевевшая нефть должна способствовать росту спроса и тем самым облегчить достижение баланса между рыночным спросом и предложением. В то же время развитие технологий стремительно сокращает инвестиции в добычу сланцевой нефти, поэтому предложение сохранится достаточным, чтобы в течение ближайших лет цены на нефть не вернулись к 100 долларам за баррель. Вероятнее всего, они будут колебаться от 60 до 70 долларов за баррель.


Падение цен на нефть – плохая новость для нефтедобывающих стран, но в то же время это хорошая новость для потребителей всего мира. Расчеты МВФ свидетельствуют, что падение цен на нефть на 50–60 долларов за баррель для общемирового роста означает прибавку к внутреннему валовому продукту (ВВП) на 0,5–1 процентный пункт.


Рост зарплат при сокращении цен на нефть повысит покупательскую способность латвийских домохозяйств, и именно это потребление и станет главной движущей силой роста. А вот экспорт и инвестиции наберут силу лишь в 2016 году – вслед за ускорением развития мировой экономики и стабилизацией ситуации в России. Замедление экономического развития при уровне инфляции, значительно меньшей, чем планировалось при составлении государственного бюджета на 2015 год, означает рост бюджетного дефицита, если только не удастся улучшить собираемость налогов и/или сократить расходы.

Падение рубля – влияние на евро.


Аналитики отмечают, что драматический обвал рубля грозит рецессией, по глубине превосходящей все предыдущие прогнозы. Что же касается более позитивного сценария, то его реализация возможна только при смене курса российской внешней политики и улучшения ситуации на Украине, а это в обозримом будущем маловероятно.


«Необходимо учитывать, что динамика ВВП России не отражает всю глубину падения – так, например, потребление домохозяйств и инвестиции в этом году могут снизиться, соответственно, на 10% и 20%, а общее снижение ВВП будет меньше потому, что и сокращение импорта будет измеряться двухзначными цифрами. Для экспортирующих в Россию предприятий это означает падение спроса на их товары и услуги, в разы превышающее снижение российского ВВП.


Главные риски для российской экономики носят политический характер, и до завершения драмы явно еще далеко. Есть множество различных факторов, способных вызвать дополнительные колебания рынка и тем самым еще сильнее углубить рецессию», – подчеркивает главный экономист Swedbank в Латвии Мартиньш Казакс.

Поиск альтернативы.


В 2015 году торговые связи с Россией, увы, ослабнут. За 11 месяцев 2014 года товарный экспорт в Россию упал на 3,5% и составил около 11% от суммарного экспорта. Спад пока невелик, но драматический обвал рубля со временем может привести к дальнейшему сокращению внешней торговли с Россией. Сегодня это уже больно ударило по грузоперевозчикам и туристическому бизнесу, но в полной мере латвийские экспортеры ощутят негативное влияние весной, когда стремительно растущая инфляция в России снизит покупательную способность, а соответственно, и потребительские расходы российских домохозяйств.

«Падение латвийского экспорта в Россию будет измеряться двухзначными цифрами, но компенсируется ростом поставок на другие рынки. Например, если экспорт в Россию в этом году снизится на треть, то достаточно нарастить экспорт на другие рынки всего на 4%, чтобы общая стоимость экспорта осталась неизменной. В этом нет ничего невозможного – за 9 месяцев 2014 года латвийский экспорт в другие страны, за исключением России, возрос на 2%. И хотя за последние пару лет опережающий производительность рост зарплат немного ухудшил внешнюю конкурентоспособность Латвии, она остается достаточно хорошей для наращивания продаж в Европу и дальнейшего освоения более отдаленных рынков, например в Азии.

 

Внешнеторговые связи с Россией ослабнут, но это лишь повысит диверсифицированность и устойчивость латвийской экономики к потрясениям», – считает старший экономист Swedbank в Латвии Лия Страшун.