Мнение даугавпилчан: президент в Латвии – марионетка3

Мнение даугавпилчан: президент в Латвии – марионетка
Очередной опрос общественного мнения на портале Grani.lv предлагал прокомментировать решение президента Андриса Берзиньша повторно не баллотироваться на президентский пост. Шестьдесят девять процентов респондентов считают, что президент в Латвии – марионетка. «Изберут» того, кого надо. Получается, Берзиньша определенным кругам уже не надо.

Остроумные люди в нашей стране устали шутить, сравнивая выборы президента с номером иллюзиониста: кого партийные боссы и, самое главное, их спонсоры достанут из котелка, неизвестно до последнего момента. Возможно, многие уже забыли, но Андрис Берзиньш в 2011 году стал очередным «внезапным» президентом. Один из самых известных латвийских политтехнологов Юргис Лиепниекс в числе возможных кандидатов Андриса Берзиньша вообще не называл; кстати, в тот момент Андрисов Берзиньшей в стране было 183 человека. А когда будущего президента спросили, с какими партиями он проводит переговоры перед выдвижением в кандидаты, то ответ был таким: «Я в лесу сейчас, дрова собираю». Это одна из первых публичных реплик Берзиньша. Надо сказать, весьма имиджевая. И этот имидж он сохранил в течение всего своего президентства – простой трудолюбивый деревенский латыш. Неразговорчивый и даже косноязычный. Но из банкиров почему-то…

 

Если в двух словах о его предшественниках, то президентство Гунтиса Улманиса, директора комбината бытовых услуг, безусловно, связано с его происхождением: внучатый племянник самого Карлиса Улманиса, почти мифологического воплощения расцвета первого латвийского государства и жертвы жестокости коммунистов. Затем появилась профессор из Канады, она пыталась учить русский язык по книжке Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», но не выучила, зато успела наговорить лишнего про водку, воблу и 9 мая. Справедливости ради стоит отметить, что Вайра Вике-Фрейберга проявила за годы президентства значительную внешнеполитическую активность и дважды входила в списки Forbes 100 самых влиятельных женщин мира. Ее сменил избранный в зоопарке доктор Валдис Затлерс, рассказавший о конвертах, которые он брал у благодарных пациентов. Не просил, но брал, не мог отказать. Такая вот компания. Как тут быть серьезным?

 

Почти 19 процентов участников опроса называют отказ А. Берзиньша идти на второй срок обдуманным и мудрым поступком. Возможно, Берзиньш чувствует свою неспособность разрулить многие сложные вопросы, чувствует несвободу, а называться громким словом «президент» и быть по сути свадебным генералом ему как-то не хочется. Устал, видать. Да и пресса намекает, что личная жизнь самого богатого латвийского пенсионера тоже как-то пойдет спокойнее без президентства. Наверное, многие помнят, как Берзиньш в сентябре 2012 года «наехал» на телеоператора, поджидавшего президента с сыном-первоклассником у школы. Позже президент принес оператору свои извинения, но срыв этот показательный: тяжела публичная шапка Мономаха для простого деревенского … банкира и миллионера.

 

Два процента респондентов обвиняют Берзиньша в безволии и политическом пессимизме; по их мнению, ему следовало повторно выдвигать свою кандидатуру на пост президента. По-видимому, тут работает логика «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

 

Ну, а десяти процентам всё равно. Кстати, во многих опросах общественного мнения на нашем портале равнодушных оказывается где-то около десяти процентов. Много это или мало – решайте сами.

 

Всего в опросе принял участие 321 человек.