Детей со сцены уносили на носилках…1
Служба неотложной медицинской помощи сообщила, что за время проведения праздника было госпитализировано 156 детей, но ни у одного из них не было особых проблем со здоровьем, и после обследования всех выписывали. Всего медпомощь была оказана почти 500 детям на Эстраде Межапарка. Из них, по словам замдиректора «неотложки» Ренаты Пупеле, в обморок упали около 50. Вообще медики всячески акцентируют, что в этот раз они оказывали помощь даже меньшему количеству участников Школьного праздника песни и танца, чем в прошлые разы.
«Это выглядело чудовищно!»
Однако очевидцы рассказывают о другом. Например, о множестве детей, которые просто лежали на скамейках эстрады под одеялами, ходили с ваткой, пропитанной нашатырным спиртом, в руках и периодически подносили ее к носу. Эти дети не попадут в официальную статистику, так как присмотр за ними со стороны медиков не осуществлялся и таких никто даже не считал.
К счастью, ни один ребенок из Даугавпилса не попал в больницу, не упал в обморок. Тем не менее у руководителя Управления образования Марины Исуповой, которая всю неделю жила вместе с даугавпилсскими детьми в одной из школ Вецмилгрависа и присутствовала на той самой генеральной репетиции главного концерта, есть свое мнение насчет того, почему такое произошло.
«Главной причиной было переохлаждение, – указывает она. – В тот вечер, когда проводили генеральную репетицию, было ужасно холодно. При этом у некоторых из наших ребят с собой были только майки и шорты. Когда они выезжали из дома, на улице-то было +28. Только в течение недели погода резко поменялась… Замерзших детей мы закутывали в одеяла, отпаивали горячим чаем с сахаром.
А второй момент – это начавшаяся во время репетиции паника. Только представьте себе, как это было. Стоит 13 тысяч певцов. Вдруг среди них появляются медики скорой помощи, которые выносят кого-то на носилках. Я не устану повторять: наши дети эмоционально неустойчивы! После репетиции я разговаривала со многими зареванными ребятами, и они признавались, что первой мыслью у них было: "Кто-то умер". Так и началась общая паника. Потом среди певцов разошлась информация, что кто-то отравился. Ну а раз кто-то отравился, то и другие стали чувствовать себя неважно: питались ведь одним и тем же.
Я сидела на зрительских местах, и всем нам, там присутствующим, стало ясно, что репетицию нужно было прервать еще раньше, объяснить всем, что не происходит ничего страшного. Мы даже кричали об этом со своих мест. Более того, истеричные вопли и крики были слышны и со стороны поющих. Все поют, музыка играет, а кто-то, поддавшись этой панике, истошно орет. Другие, воспользовавшись моментом, стали кидаться бутылками, толкать друг друга. Это выглядело просто чудовищно! Когда репетицию, наконец, прекратили, было ясно, что продолжать ее уже нельзя. Обстановка была слишком напряженной».
Сухой паек вне всякой критики
Если говорить о питании детей во время праздника, то Марина Исупова говорит, что когда они ели в школе, где жили, то все приемы пищи были нормальными: горячая, сбалансированная и разнообразная еда. Плюс каждый день без предупреждения наведывались инспекторы Продовольственно-ветеринарной службы и проверяли кухню. Другое дело сухие пайки, которые выдавались детям в те дни, когда они из-за плотного графика репетиций не успевали вернуться в школу на обед. Состояли они из 90-граммовой сардельки, по ломтику черного и белого хлеба, огурца и пол-литра минеральной воды. «Всё это официально утверждено, всё соответствовало правилам. В колбаске было не меньше 70% мяса, хлеб был "правильный", без добавок. Но, по-моему, надо думать, что дети едят, а что нет. Одни, как и в школе, едят всё, но другим эта колбаска совершенно не пришлась по вкусу», – критически отмечает глава Даугавпилсского управления образования. При этом, согласно официальной смете, каждый обед участников Праздника песни и танца должен был стоить 2,90 евро. Даже если эта «особо мясная» колбаска стоила 1 евро, до нужной суммы ценность сухого пайка все равно недотягивает…
Марина Исупова также прокомментировала своеобразную манеру отдыха наших детей. «Пришлось констатировать, что большинство детей ловили в школе WiFi и сидели в Интернете. Хотя жили мы в прекрасном месте: вокруг сосны, площадки…» – констатирует она.
В финальном шествии Праздника песни и танца даугавпилчане не участвовали. Как рассказала руководитель центра Jaunība Айна Янсоне, сообщение о том, что оно все-таки состоится и в нем можно принять участие на добровольной основе, было получено в 8:05 утра в воскресенье, незадолго до его начала. А накануне наши педагоги как раз ввиду официальной отмены шествия приняли решение перенести воскресный завтрак на более позднее время и дать детям хорошенько выспаться перед дорогой домой. В общем, на шествие они просто не успевали.
Но если опустить все негативные моменты, то ощущение праздника и гордость от участия в масштабном действе, несомненно, останется у всех даугавпилчан, которые провели прошедшую неделю в Риге. Даже лица опытных педагогов, которых на этой неделе благодарило руководство города, просто светились радостью: пять лет подготовки к празднику, острая конкуренция при отборе – и, наконец, участие в грандиозном, массовом событии как кульминация их стараний. Некоторые даугавпилсские хоры получили Золотые дипломы, а хор Русской средней школы-лицея и хор 13-й средней школы Nojauta – еще и почетное второе место. Хор мальчиков из 13-й средней школы занял третье место в своей категории. Мэр города Янис Лачплесис пообещал музыкальным педагогам в ближайшее время выплатить премии, а пока им вручили дипломы и сувенирные монеты.
Осенью состоится большой концерт даугавпилсских коллективов, участвовавших в Празднике песни и танца, так что те горожане, которые не смогли увидеть концерты в Межапарке, получат возможность окунуться в атмосферу этого праздника, не выезжая за пределы Даугавпилса.