«Врач в больнице зарабатывает менее 3 евро в час, а семейный в 7- 8 раз больше»4

«Врач в больнице зарабатывает менее 3 евро в час, а семейный  в 7- 8 раз больше»
Ситуация в Даугавпилсской региональной больнице сегодня активно обсуждается горожанами. Поводов для этого много, чего стоят одни слухи об увольнении 100 сотрудников ДРБ.

Руководитель отделения функциональной диагностики ДРБ Владимир Борисенок опровергает нелепую информацию и объясняет «загнанность» своих коллег. 

 

По мнению Владимира Борисенка, в сфере здравоохранения нужны срочные и резкие перемены, причем точка невозврата уже пройдена, и дальше, если ничего не предпринимать, сфере грозит бесславный крах.

 

– Насколько критична сегодня ситуация в нашей больнице?

 

– Если говорить честно, то ситуация сложная, у нас очень много проблем. Но свойственны они не только нашей больнице, а всем стационарам в Латвии. Главная проблема – в кадрах. Я не знаю ни одного стационара в нашем регионе, где не было бы проблем с персоналом. Вторая проблема – в недостатке финансирования стационарной службы. И эти две проблемы нельзя решать поодиночке, ведь именно низкий уровень зарплат докторов в стационаре не позволяет нам привлечь на работу молодых специалистов. Большинству моих коллег сегодня за 50, работают у нас и 80-летние врачи. И передать свои знания и опыт им просто некому.

 

Заметьте, чтобы стать врачом, молодому человеку нужно учиться, как правило, 10 лет, и к этому времени у него чаще всего уже есть семья. Работая на одну ставку в больнице (8-часовой рабочий день без дежурств и переработок), он получит примерно 500 евро на руки. Если в семье работает только он один, то такая семья может идти в социальную службу за пособием, ведь фактически она – нищая! Ни в одной стране мира такого нет! Врач – это традиционно высокооплачиваемая должность, и так должно быть с учетом времени и ресурсов, потраченных на получение этой профессии.

 

– Почему, если врачи получают сравнительно небольшие зарплаты, больница в долгах?

 

– Потому что каждый год нам не увеличивают, а уменьшают государственное финансирование. В этом году, например, сократили почти 700 тыс. евро на финансирование туберкулезной службы, притом что больных меньше не стало. Логика этого решения для меня просто непостижима. Ну и, в принципе, уже который год наша больница принимает на две с лишним тысячи пациентов больше, чем предусматривают квоты Минздрава. Это еще около 700 тыс. евро, которые ДРБ фактически тратит на оказание базовых услуг, но государство их не компенсирует. А мы не можем не принимать пациентов, нуждающихся в помощи! Между тем суточное содержание одного пациента в палате реанимации обходится больнице в 1,5–2 тыс. евро. Человек за это платит пациентский взнос, а остальное должно компенсировать государство. Должно…

 

– Кто виноват в том, что дела на сегодняшний день обстоят именно так?

 

– Мое личное мнение таково, что прежде всего это наше правительство, Кабинет министров. Даже не отдельно взятый министр здравоохранения, а все его коллеги-министры должны понять, что если они прямо сейчас резко не изменят стационарную систему в Латвии, то она просто рухнет. Я бы даже сказал, что мы уже прошли точку невозврата и начали катиться по наклонной вниз. Если ничего не предпринимать, то мы будем падать вниз с сильным ускорением. 

 

Именно латвийские политики создали такую систему, что основное финансирование в здравоохранении уходит в амбулаторную службу, но она работает неэффективно, и пациентов в стационарах меньше не становится. При этом доходы врачей в амбулаторной системе и в частных практиках превышают доходы врачей в стационарах. Об этом не принято говорить вслух, но я назову вам конкретные цифры. Врач, работающий в больнице, зарабатывает чуть менее 3 евро в час. А, например, семейный врач в 7–8 раз больше. Если у него на участке приписано 2000 человек, то государство финансирует его практику в размере 53 тыс. евро в год. Это более 4 тыс. евро в месяц. Да, на эти деньги он арендует кабинет и оплачивает труд медсестры, но большая часть этой суммы достается ему в качестве вознаграждения. Я понимаю, что навлеку на себя гнев семейных врачей, но реальность такова, что именно в амбулаторной службе труд медиков в нашей стране ценится гораздо выше, чем работа их коллег в больницах. Разве это справедливо? Притом что самые тяжелые пациенты поступают именно в больницу.

 

Что тут таить? Я и сам работаю в частной амбулаторной практике, где за 25–30 часов в месяц зарабатываю столько же, сколько за 160–170 часов в месяц в больнице. Такая вот абсурдная система создана латвийскими политиками.

 

– Один латвийский политик недавно ошарашил город новостью о том, что в нашей больнице уволят 100 медработников…

 

– Мне даже сложно представить, откуда он взял эту информацию! Весь медперсонал у нас в больнице работает на износ, с огромными перегрузками. Речь о сокращении медицинских работников даже не идет. Скорее всего, грядет реформа сопряженных служб больницы: хозяйственной, административной и других. Здесь мы действительно можем оптимизировать работу и получить значительную экономию. А лаборанты, врачи, медсестры – их нельзя сокращать, ведь их, наоборот, всегда не хватает! 

 

Вот простой пример. Врач-кардиолог приходит на работу в больницу в 8 утра. Его рабочий день длится до 16:00. Потом он сразу заступает на дежурство (врач дежурит 7–8 раз в месяц. – Прим. авт.). Может быть, за ночь ему удастся прикорнуть. А может, он сделает 2–3 реанимации. В 8 утра он снова вернется на работу в свое отделение, а после 16:00 еще поедет пару часов принимать пациентов в поликлинике. Итого мы порой работаем по 36–38 часов без сна! 

 

– Но в таком состоянии невозможно нормально работать!

 

– А я этого и не скрываю. Врачи у нас действительно – загнанные лошади. И при таком ритме работы от них уже не дождешься вежливости и доброжелательства. А все потому, что медициной у нас занимаются не медики, а политики. И некоторые из последних еще занимаются распространением заведомо ложной информации (на современном языке это называется вбросом, фейком) о каких-то сокращениях в ДБР, называя конкретные цифры, известные лишь им одним.

 

– Какими должны быть эти кардинальные и срочные перемены в здравоохранении, о которых вы говорите?

 

– Я считаю, что нам нужна государственная система страхования здоровья, чтобы каждый платящий налоги в этой стране имел доступ к полному спектру медицинских услуг. В последние годы, проводя реформы в здравоохранении, наши министры ориентировались на Европу, но я позволю себе озвучить крамольную мысль. Недаром советская система здравоохранения была признана Всемирной организацией здравоохранения самой эффективной в мире! Человек мог прийти на прием к специалисту в поликлинику, тут же сдать анализы и сделать, например, флюорографию. Все в одном здании и в течение 15 минут. А сегодня мы имеем дорогостоящий институт семейных врачей. При этом, я лично уверен, невозможно быть специалистом по всем органам и системам организма сразу. А долгие очереди на обследования, ради которых людям приходится ехать хорошо если на другой край города, а то и вообще  другой город? У меня и моих коллег есть идеи о том, как изменить всё к лучшему, но пока ни один политик ими не интересовался. Если спросят – я с удовольствием поделюсь.

 

– Но на местном уровне вы и сами политик – депутат Городской думы. В кресле рядом с вами сидит и другой депутат – член правления Даугавпилсской региональной больницы Рейнис Йокстс.

 

– Скажу как есть. С приходом Рейниса Йокстса на эту должность у меня и многих коллег появилась уверенность в собственных силах. В отличие от многих других главврачей, у которых было только их мнение и неправильное, у Рейниса Йокстса есть собственное мнение, но он также готов прислушаться к мнению своих подчиненных. Быть услышанным и понятым – это большой плюс в любой работе. Вообще он человек  достаточно уравновешенный, не делает резких движений, не обдумав и не оценив сначала всё. 

 

На муниципальном уровне мои и его предложения находят поддержку руководства и остальных депутатов Думы. Впереди реорганизация больницы, город как может привлекает молодых врачей и резидентов, самоуправление помогает пожилым людям оплатить пребывание в стационаре. Но нужно понимать, что полномочия Городской думы в вопросах здравоохранения сильно ограниченны. Как я уже говорил, нужно менять всю систему здравоохранения на общегосударственном уровне – только так удастся решить долголетние, наболевшие проблемы, а именно – сделать медицину доступной и качественной для пациентов.