«Нет пенсионеров – нет проблем?»4
Эти старики помнят и советские рубли, и репшики, и латы… Все эти деньги олицетворяли страну и время… Сегодня натруженные руки отсчитывают из тощего кошелька несколько еврогрошей на скромное пропитание. Наши старики привыкли экономить, наши старики не хотят одалживаться… И уже, похоже, никому не верят. Из-за малой поддержки Латвийская федерация пенсионеров (ЛФП) этой осенью отказалась от намерения провести манифестацию, приуроченную к европейскому Дню пожилых людей, из 109 организаций откликнулись только две. Но в августе все-таки прошел пикет пенсионеров, во время которого парламенту было передано свыше 70 тыс. подписей в поддержку требований пенсионеров. Участники протестного мероприятия держали в руках плакаты, на одном из них было написано «Проблемы пенсионеров решатся, когда они умрут. Нет пенсионеров – нет проблем?».
Британские ученые составили рейтинг лучших стран для пенсионеров, первые три места заняли Швейцария, Норвегия и Швеция. Латвия в этом списке оказалась на 35-м месте. «Хотелось бы, чтобы место было повыше, но все познается в сравнении. Например, я был на Украине, так там пенсионеры живут хуже наших», – говорил в интервью радио Baltkom глава ЛФП Андрис Силиньш. Но почему надо сравнивать с Украиной, можно сравнить с Эстонией, которая на 23-м месте в рейтинге.
«Это очень дорого стоит»
В этом году прошел юбилейный съезд ЛФП, в этой федерации состоит 118 официальных пенсионерских организаций, неохваченными остаются 15 волостей. Главное внимание в последние годы ЛФП обращает на пенсионеров с очень низким уровнем доходов, а таких в Латвии около 70%. Сегодня в стране 570 000 пенсионеров и инвалидов, т. е. 1/4 часть населения. Согласно результатам опросов, проведенных федерацией совместно с социологами, около трети пенсионеров не могут позволить себе заботу о своем здоровье по причине нехватки средств. Минздрав, правда, обещает еще раз обратить свой взор на вопрос государственной системы страхования здоровья пожилых людей, но ведь вернуться к проблеме не означает непременно ее решить. Одно из предложений латвийских пенсионеров к руководству ЕС – установить единый минимальный уровень социальных гарантий на всем пространстве Евросоюза, что стало бы серьезным подспорьем для латвийских стариков. Предложение подано, остается ждать.
Как известно, Министерством благосостояния был разработан и передан в Министерство финансов для включения в Закон «О государственном бюджете на 2016 год» порядок перерасчета пенсий, к которым был применен отрицательный индекс пенсионного капитала. Предполагается с 1 января 2016 года пересчитать начисленные или пересчитанные в 2010 году пенсии, с 1 января 2017 года – начисленные или пересчитанные в 2011 году пенсии, с 1 января 2018 года – начисленные или пересчитанные в 2012, 2013, 2014 и 2015 гг. пенсии. Для улучшения материальной поддержки пенсионеров (и перерасчет, и индексация) в 2016 году понадобится примерно 10,1 млн евро. Пример от Минблага: предположим, человеку в 2010 году начислили пенсию по старости в размере 260 евро. Принимая во внимание индексации 2013, 2014 и 2015 гг., размер пенсии этого человека на начало 2016 года будет составлять 282,20 евро. В свою очередь, если примененный в 2009 году для расчета пенсии этого человека отрицательный индекс капитала 0,9622 заменить на индекс 1 и учесть индексацию 2013–2015 гг., пересчитанная пенсия на начало 2016 года составит 293,28 евро. (Люди, которые выходили на заслуженный отдых начиная с 2010 года, получили пенсии в среднем на 30% меньше, чем те, кто стали пенсионерами на год раньше, – при расчете пенсий накопленный пенсионный капитал умножали на коэффициент, который в годы кризиса был меньше единицы: 0,9622 (2009 год), 0,7978 (2010 год) и 0,9945 (2011 год).) Обещают, что в будущем такая ситуация не повторится – индекс пенсионного капитала будет фиксированным и не сможет стать отрицательным. Так пенсионеров защитят от резких экономических колебаний. В то же время латвийские сениоры оказались в неравном положении – на размер их пенсии существенно влияет год, в который пенсия была назначена. Латвийское государство задолжало пенсионерам 350 млн евро. По прогнозам Минблага, через два года этот показатель составит уже порядка 700 млн евро. Сегодня ситуация такова.
Если человеку была назначена сниженная «кризисная» пенсия в 2010 году, то за шесть лет ему недоплатили 2–3 тыс. евро. Изменения же в Законе «О пенсиях» и проект бюджета сулят пенсионеру только то, что в 2016 году ему пересчитают пенсию, заменив отрицательный индекс на 1. В дальнейшем пенсионер будет получать ту пенсию, которая ему положена. На этом предлагают успокоиться, т. е. недополученных денег не дождетесь. Председатель комиссии Сейма по социальным и трудовым делам Айя Барча предельно откровенна: «Я думаю, что мы никак и никогда не сможем в Латвии сделать так, чтобы произвести перерасчет за весь период. Это очень дорого стоит». Несогласная оппозиция подала иск в Конституционный суд. Ну да – отдавать всегда дорого, занимать и обещать – дешевле. Когда государство одалживалось у социального бюджета для основного государственного 951 млн латов, проценты за год в 2010-м составили 70 млн латов, которые в кризисные годы тратились в том числе и на выплату дополнительных пособий по безработице.
Латвийские пенсионеры не греческие, в Греции минимальная пенсия 600 евро, но когда эту страну зацепил кризис, пояса предложили затянуть не только грекам – латвийцам в том числе. Греки вышли на улицу и отказались снижать свои пенсии. И им снова дали денег, которые они снова вряд ли вернут. Очевидное тем более невероятное, что гарантом по кредиту для Греции на 200 млн евро выступила Латвия! Есть такие интересные бюджетные цифры: в настоящее время Латвия отчисляет на медицину 2,9% от ВВП, тогда как «нищая» Греция – 5,6%. И что, скажите, в такой ситуации делать? В голову приходят просто крамольные мысли: может, перестать так много тратить на вооружение?.. Но нет, это невозможно, надо соответствовать современным веяниям, подтягиваться, так сказать, под требуемые стандарты. Тем более что каждый их абзац подписан и зафиксирован на высшем уровне. Вот с этого уровня и смотрят на пенсионеров, как, впрочем, и на остальных латвийцев.
В Латвии в кризис спасали банки, в том числе и скандинавские. По некоторым подсчетам, банки в прошлом году заработали более 300 млн евро. Но разве они вернули государству вложенное в их спасение в 2009–2010 гг.? Кстати сказать, наша страна также легко расставалась с деньгами в результате президентства Латвии в ЕС и в ряде других случаев, пусть и менее почетных. Находятся деньги и на увеличение зарплат премьер-министра, министров, руководителей парламентских фракций и комиссий. Прирост их зарплаты в 2016 году составит от 600 до 700 евро, т. е. прибавка превысит зарплату многих учителей, от которых требуют патриотизма и лояльности.
Приоритет будущего года
А знаете, в каком городе Латвии самая высокая пенсия? В Вентспилсе. Если, по данным на 1 января 2015 года, средний размер пенсии по старости вместе с доплатами в Латвии составляет 281 евро, то в Вентспилсе средняя пенсия по старости на 57 евро больше, т. е. вентспилсский пенсионер получает 338 евро (данные на февраль 2015 года). И эта приятная разница продолжает расти. Среди городов республиканского значения следующую позицию занимает Юрмала, в Риге средний размер пенсии по старости 302 евро, на самой низкой строчке пенсионного «парада» Даугавпилс – 271 евро. Конечно, это не означает, что в Вентспилсе нет пенсионеров с маленькими пенсиями. Однако и в этой категории удельный вес количества тех, кто вышел на пенсию в 2014 году и получает пенсию меньше 128 евро (128 евро – черта бедности), в общей численности вентспилсских пенсионеров составляет 3%, тогда как по Латвии 5%.
Конечно, и 338 евро не 600! Нашим пенсионерам предлагают доживать свой век, уповая на улучшение экономической ситуации. Между тем население страны сокращается. Население сокращается, а число чиновников растет. «Печально, что с 2008 года Латвия больше не пыталась сократить издержки, – сетует глава парфюмерной компании Dzintars Илья Герчиков. – Меры "жесткой экономии" всего лишь имитация. Уволили несколько человек в министерском аппарате, которых тут же приняли на работу в госкомпании. Перевели с одного вида государственной службы в другой. Простой пример: в 2006 году при населении в 2,4 млн человек госаппарат насчитывал 160 тыс. человек. Сейчас нас тут живет 1,8 млн человек а госаппарат вырос до 180 тысяч». («Без обид» LTV7.)
Не только пенсионеры, но и все жители Латвии видят это и задаются вопросом: почему на банки, авиакомпанию и президентуру в ЕС у нас находятся деньги, а на своих стариков – нет? Причем это продолжается в течение многих лет. Набираются средства, хоть и со скрипом, на оборону. «Приоритет будущего года – оборона и наведение порядка в системе внутренних дел – нам в большей степени навязан», – признает в интервью «Утренней панораме» (LTV) премьер-министр Лаймдота Страуюма. (Уточним, на оборону и «внутренние дела» в общей сложности предусмотрено потратить более 70 млн евро.)
Создается впечатление, что все наши политики работают на лучшее будущее, но мало кто из них представляет, как оно должно выглядеть. По выражению Вильгельма Швебеля: «Приготовленное поварами кушанье оплачивается обычно после того, как пришли гости и угощение гостям понравилось. Стряпня же политиков должна быть съедена и оплачена народом совершенно независимо от того, нравится она или вызывает тошноту».