Предлагаем читателям познакомиться с зафиксированными в марте этого года антирекордами скоростного режима на латвийских дорогах.
21 марта около 23:00 в Коценском крае, на дороге Инчукалнс – Валмиера – эстонская граница, сотрудники Дорожной полиции задержали 24-летнюю девушку, которая на своей Audi А4 мчалась со скоростью 180 км/ч. Девушка посетовала, что ее «ласточка» шла так мягко, что она даже не заметила, что в два раза превысила допустимую скорость. В тот же день и на той же дороге, но около 15:00, полицейские задержали мужчину 1966 г. р., который ехал со скоростью 180 км/ч на BMW Active Hybrid 5. Видимо, его «ласточка» тоже просто летела.
26 марта, вы не поверите, но снова на трассе Инчукалнс – Валмиера – эстонская граница (45-й километр), в волости Райскума, дорожники остановили автомобиль BMW 645, ехавший со скоростью 206 (!) км/ч. А за рулем «бумера» находилась прелестная молодая женщина 1985 г. р. Объяснение женщины, почему она неслась на такой скорости, было просто потрясающим: она сказала, что ей показалось, что у автомобиля появились какие-то технические проблемы, вот она и решила протестировать его!
Но самым выдающимся был мужчина 1987 г. р., который 13 марта в Лаункалнской волости, на дороге Смилтене – Гулбене, по направлению в Резекне, на Audi A6 ехал со скоростью 204 км/ч. При этом он был еще и пьян – тестер показал 1,8 промилле. Заметив впереди «маячивший» экипаж Дорожной полиции, он стал резко тормозить, остановился и перебрался на пассажирское сиденье, а на водительское место пытался усадить свою попутчицу. Но фокус не удался. Полицейские зафиксировали, кто именно был за рулем.
Дальше – больше: оказывается, он уже был лишен водительского удостоверения за предыдущие грубые нарушения правил дорожного движения. И неоднократно. Первый раз права у него отобрали в 2006 году, когда он попался за рулем пьяным. В 2010 году в Гулбене он совершил аварию, врезавшись в два автомобиля одновременно, после чего попытался скрыться, но неудачно. В 2013 году в Риге, на ул. Матиса, полиция его остановила за превышение скорости на мотоцикле Yamaha. В трубочку дунуть он напрочь отказался, а это приравнивается к вождению в состоянии алкогольного опьянения, так как трезвому водителю нет необходимости бояться проходить алкотест.
В Латгалии тоже есть свои рекордсмены. Так, 16 марта в 23:25 в Малинове (Даугавпилсский край) экипаж Дорожной полиции остановил VW Touran, за рулем которого находился россиянин. Водитель ехал в сторону Резекне (видимо, отправлялся домой) со скоростью 115 км/ч. Это при разрешенной на данном участке дороги скорости 50 км/ч. Принято решение оштрафовать торопыгу на 680 евро и отобрать права на 12 месяцев. Напомним, что летом прошлого года вступили в силу поправки, предусматривающие максимальное наказание (штраф 680 евро и лишение водительского удостоверения на год) за превышение скорости в населенном пункте более чем на 60 км/ч.
Что касается агрессивной езды, то полиция бьет тревогу – проблема становится с каждым годом все более серьезной. По данным Госполиции, с 2005 года, когда в законодательство внесена формулировка «агрессивная езда» и соответствующие наказания за это нарушение, количество лихачей увеличилось вдвое. В 2015 году за агрессивную езду «дорожники» составили 914 протоколов административного нарушения. Кстати, из них треть, или 310 протоколов, – на водителей до 30 лет. Как правило, они летят на мощных иномарках, например на BMW. Однако реально «агрессоров» на латвийских дорогах намного больше. Но, как отмечает начальник Главного управления безопасности движения госполиции Нормунд Крапсис, под формулировку «агрессивное вождение» подогнать водителя не так просто, как казалось бы.
– На водителя, который проехал на красный свет светофора, не покажешь пальцем и не скажешь, что он агрессивный водитель. По большому счету под эту формулировку подходит водитель, за которым тянется целый шлейф нарушений правил дорожного движения, – поясняет Нормунд Крапсис.
Поэтому протоколы административного нарушения составляются не столько за агрессивную езду, сколько за превышение скорости.
Что же заставляет лихачей так рисковать? На этот вопрос весьма своеобразный ответ дает профессор социальной психологии Латвийского университета Ивар Аустрис. Дорожных агрессоров, большинство из которых достаточно молодые люди, профессор (без какой-либо пошлости) сравнивает с молодыми самцами, которые проявляют свою удаль перед самками…
Как бы то ни было, но полиция намерена серьезно взяться за агрессоров и лихачей. Как заявил генерал Интс Кюзис, к следующему году полиция намерена закупить 40 специально оборудованных нетрафарированных автомобилей для слежения за безопасностью дорожного движения и для поимки нарушителей скоростного режима. Причем это будут не традиционные черные Subaru, а также белоснежные Opel (возможно, и другие марки. – Прим. авт.). По задумке Дорожной полиции, использование разных моделей и цветов нетрафарированных полицейских автомашин позволит более эффективно бороться с лихачами.
На сегодняшний день латвийская Дорожная полиция располагает специализированными пятью черными Subaru и двумя Opel. Последние два автомобиля достались «дорожникам» после президентства Латвии в ЕС. Один из Subaru успешно служит латгальским «дорожникам». Он прекрасно известен латгальским, а особенно даугавпилсским водителям. Но, как показывает практика, далеко не всем. Журналисты могли неоднократно в этом убедиться во время рейдов с «дорожниками» – порой, даже увидев этот уже знаменитый в народе черный Subaru, лихачи не снижают скорости, за что и приходится платить по счетам.