Как рассказал на прошлой неделе на пресс-конференции глава УБЭП Петерис Бауска, по данному делу задержаны семь человек. Правда, пока он не стал говорить, все ли они граждане Латвии, или среди них есть иностранцы.
Пока устанавливается факт, почему для печатания фальшивых денег была на этот раз избрана Латвия. Мы уже информировали читателей в свое время, что чаще всего подпольные типографии для печатания фальшивых купюр раскрывались в Италии. В Латвии тоже уже давненько штамповали фальшивые деньги. Сначала латы, а после 2014 года – евро. Но количество было в основном незначительное. Например, в начале февраля 2013 года начальник Криминальной полиции РРУ Андрей Созинов рассказал, что в январе в Риге и Рижском районе была задержана группа из трех человек, которые занимались чеканкой 2-латовиков и 2-евровых монет. По словам Созинова, монеты были изготовлены достаточно качественно, но не настолько, чтобы не отличить их от настоящих. Были задержаны мужчины 1983, 1986 и 1990 гг. р. Во время обысков у подозреваемых было обнаружено 3825 2-евровых и 289 2-латовых фальшивых монет. Впоследствии полиции не удавалось раскрыть производства, где бы чеканились и печатались фальшивые деньги в особо крупных количествах.
Но, как проинформировал начальник УБЭП П. Бауска, в сентябре 2014 года сотрудники полиции задержали троих мужчин, которые распространяли фальшивые 100-долларовые купюры в Латвии. В последующие годы было констатировано, что точно такие же – с таким же качеством и особенностями – купюры продолжают распространяться. Причем не только в Латвии, но и в Великобритании, и даже в США.
В ходе расследования данного преступления в ноябре 2015 года полиция в Риге задержала четверых человек, которые подозревались в распространении фальшивых долларов. Так, 10 ноября был задержан мужчина 1968 г. р., он обменивал фальшивки в рижских обменниках. После задержания у него было изъято более полторы сотни фальшивых 100-долларовых купюр.
20 ноября 2015 года была задержана женщина 1980 г. р., а еще через три дня мужчины 1985 и 1988 гг. р., которые пытались поменять фальшивки на настоящие евро либо в обменных пунктах, либо в игорных залах. Уже тогда полиция, информируя население о распространении фальшивых долларов в Латвии, подчеркивала, что фальшивки эти очень высокого качества и невооруженным глазом их практически не отличить от настоящих денег. Тогда полиция также обнаружила подпольную типографию, но куда более скромных размеров и с менее качественной продукцией. Кстати, обе типографии между собой не были связаны.
Проведя анализ создавшейся ситуации, полиция пришла к выводу, что печатный станок находится именно в Латвии. Дело оставалось за малым: уточнить, в каком регионе и городе находится подпольная типография. Петерис Бауска не стал вдаваться в подробности, как конкретно полиция вышла на эту самую тайную типографию. На этот счет он заметил, что большую роль сыграл фактор везения, в результате чего были задержаны семь человек.
В ходе дознания полиция провела 13 обысков, в результате чего было изъято 3,5 млн фальшивых долларов США как в виде уже готовой продукции, так и негативов. Кроме того, изъят тот самый печатный станок, клише и другие предметы, являющиеся непосредственными уликами преступной деятельности. Также было обнаружено и 200 тыс. фальшивых евро.
Шеф УБЭП подчеркнул, что фальшивомонетчики заботились не только о количестве, но и о качестве продукции. Фальшивые деньги проходили контроль со специальными приборами – сканерами. Тем самым фальшивомонетчики убеждались в высочайшем качестве фальшивок и могли безбоязненно сбывать их. Правда, в банках, куда попадали фальшивки, их в одночасье обнаруживали, поскольку там есть куда более точное оборудование.
Побывавший на брифинге представитель Секретной службы США в странах Балтии Кристофер Роуди заметил, что американское секретное ведомство вместе с латвийскими операми и дознавателями работали бок о бок 16 месяцев, чтобы вычислить и обезвредить банду международных фальшивомонетчиков. Длительная операция увенчалась успехом. Он обратил внимание на то, что даже американской Секретной службе нечасто приходится иметь дело с фальшивками такого высокого качества. Поэтому он высоко оценил профессионализм латвийских полицейских при раскрытии этого сложного дела.