Арабы вербуют молодежь в соцсетях5

Арабы вербуют молодежь в соцсетях
В последнее время в социальных сетях не только в Латвии, но и в других странах Балтии, а также России наблюдается повышенный интерес к молодежи со стороны арабов. Эта проблема обсуждалась и на недавней международной конференции с участием общественных организаций данных стран.

Как рассказала представитель общества Patvērums «Drošā māja» («Убежище «Надежный дом»), которое занимается проблемой торговли людьми, Раса Силиня, в последнее время, в частности в декабре прошлого года, в эту общественную организацию поступило несколько звонков от родителей, сетовавших на то, что их детей активно зовут посетить ту или иную арабскую страну. 

 

Как отмечает руководитель общества «Убежище «Надежный дом» Сандра Залцмане, все случаи, в принципе, похожи друг на друга как две капли воды. 

 

– Вербовщики в Интернете несовершеннолетним предлагают поехать в арабские страны, посмотреть, как там живут люди, изучить их культуру, узнать, что такое ислам. Многие молодые люди откликаются на призыв и готовы поехать, попутешествовать, – отмечает С. Залцмане. 

 

В интервью на данную тему «Домской площади» Сандра Залцмане рассказала одну жуткую историю девушки, родители которой звонили в общество и просили совета специалистов. Девушке так запудрили мозг, что она стала просто одержимой идеей поехать на Ближний Восток. А когда родители строго-настрого запретили ехать, она пыталась совершить суицид. Потом призналась, что покончить с собой ей посоветовал арабский друг по переписке. 

 

А теперь представьте себе, как могли бы эти арабские психологи обработать несовершеннолетнюю девушку где-нибудь в Сирии, Ираке или Саудовской Аравии, если даже по переписке в Интернете добились такого влияния, что просто заставили ее совершить самоубийство! 

 

С какой целью арабы зазывают к себе молодых людей – не совсем понятно. Однако, как говорит Сандра Залцмане, нельзя исключить, что они вербуются для пополнения рядов террористов и даже джихадистов, или просто для сексуальной эксплуатации, в том числе исламскими боевиками. 

 

В принципе, интерес именно к молодежи со стороны вербовщиков понятен и очевиден. Во-первых, молодежь намного больше подвержена влиянию Интернета. А во-вторых, как в упомянутом случае, на несформировавшийся мозг молодых людей при определенных знаниях повлиять психологически намного проще. 

 

В ноябре прошлого года мы рассказывали о молодом человеке, которого исламистам удалось завербовать именно по Интернету. Напомним эту историю вкратце для наглядного примера.

 

Мартиньш родился в 1994 году в латвийской глубинке, в многодетной семье. Семья занималась крестьянством. Парень учился в местной школе и, как рассказала его классная руководитель, хорошо владел английским языком, да и в целом учился неплохо. Однако был замкнут, нелюдим. Друзей у него не было. Весь его мир – это Интернет. В 12-м классе Мартиньш серьезно увлекся исламом и зарегистрировался на одном из самых больших мусульманских порталов. После этого он перестал посещать классные и школьные мероприятия. На своем форуме он однажды написал, что хочет удрать из Латвии и поселиться в стране, в которой больше истинных верующих. Возможно, в Малайзию. Но из его записей можно понять, что Мартиньш стал не столько верующим, сколько радикалом, сторонником теории заговора. После 12-го класса в Интернете он вел беседы в основном об ИГИЛ.

 

Эксперты в области безопасности Интернета советуют поискать информацию о человеке, если он указывает свои имя и фамилию. Туда же, в поисковик, не помешает поместить фотографию собеседника и проверить, на каких сайтах, в каком контексте она появляется еще. Если переписка начинает казаться подозрительной, об этом следует сообщить взрослому. Если, например, подросток конфликтует с родителями, то может обратиться в общество «Убежище «Надежный дом», организацию в области безопасности Интернета Net Safe Latvia или, что самое простое, в полицию. 

 

Понятно, что сегодня молодежь не очень расположена читать, тем более газеты, поэтому об этих простых истинах со своими детьми должны поговорить родители. Да и вообще, родители обязаны больше уделять внимание своим чадам, несмотря на занятость. Необходимо больше контролировать, чем занимаются дети в Интернете, с кем переписываются, да и интересоваться делами чад в целом, и как можно чаще. И что немаловажно: с малых лет родителям стоило бы прививать детям христианские ценности.

 

Необходимо помнить, что вербовщики, будь то террористы или работорговцы, великолепные психологи. Они ведь не сразу предлагают приехать в гости «на халяву». Сначала они тщательно изучают своих «подопечных»: как часто те появляются в соцсетях, как долго там находятся. Потом выясняют слабые стороны молодых людей. Если, например, подросток конфликтует с родителями, бывают случаи и нередко, подчеркивают международные специалисты, что вербовщики всеми путями молодых людей настраивают против таких родителей.

 

– Им (вербовщикам. – Прим. авт.) очень легко воздействовать на психику ребенка. Они очень тонко чувствуют, когда он подавлен, лишен внимания. Они говорят все то, что ребенок хочет слышать: какой он хороший, умный и так далее. Это все то, что ребенок должен слышать от своих родителей. Только тогда он не поведется на слова фальшивых друзей по переписке в соцсетях, – подчеркивает руководитель Net Safe Latvia Майя Катковска. 

 

Сколько на данный момент подданных Латвии находится в регионах Сирии и Ирака, контролируемых террористами Daesh, едва ли кто может сказать точно. Но, по данным Полиции безопасности, в прошлом году на Ближний Восток из Латвии отправилось несколько человек, в том числе женщины. 

 

В конце 2015 года ПБ начала уголовный процесс по факту противозаконного участия в вооруженном конфликте в Сирии. Это был первый случай в истории Латвии, когда начат уголовный процесс по факту возможного присоединения подданного Латвии к группировке исламских террористов в регионе конфликта. До этого уголовные процессы были начаты против латвийцев, которые так или иначе участвуют в военном конфликте на Украине. По данным ПБ, в ее распоряжении на данный момент имеется информация о трех латвийцах, которые подозреваются в незаконном участии в вооруженном конфликте в Сирии.

 

Также в ПБ подчеркивают, что имеется информация о том, что в контролируемых террористами регионах в Сирии и Ираке находятся еще несколько представителей мусульманской общины Латвии. В ПБ предполагают, что некоторые из латвийцев, отправившихся в Сирию и Ирак, погибли. Один из них, видимо, Марис Бергхолдс. 

 

По имеющейся информации, к боевикам Daesh он примкнул в 2013 году. Тележурналистам удалось выяснить, что латышский террорист был участником освобождения заключенных тюрьмы «Алеппо», участвовал в боях за взятие одного из аэропортов в Сирии.

 

Как рассказала в прошлом году мать Мариса Регина, последнее сообщение от сына она получила в конце октября 2013 года. Он писал, что ранен в руку, интересовался делами сестры, проживающей в США. Но, как подчеркивает мать Мариса, это не было прощальным письмом. Тем не менее вот уже два года, как она не получала от него весточек. Регина считает, что есть только два варианта, почему сын не выходит на контакт: либо он убит в Сирии, либо взят в плен и держится взаперти. Однако она полностью отметает предположение, что ее Марис мог стать джихадистом и взорвать людей вместе с собой.

 

Однако в ПБ подчеркивают, что поездка в регионы конфликта, контролируемые исламистами, еще не значит автоматическое участие в террористических актах. Важно отметить, что потенциальные риски для национальной безопасности создает не только непосредственное участие латвийцев в терактах, но и поддержка терроризма. Та же вербовка и распространение пропаганды, финансирование и т. д.

 

Согласно собранной ПБ информации, в прошлом году на Ближний Восток уехали мужчины и женщины, причем в ряде случаев вместе с детьми, разных национальностей, изучавшие ислам либо в общине, либо индивидуально. Большинство из них не являлись потомственными мусульманами, а приняли эту веру на протяжении своей жизни. ПБ отмечает, что в последние годы таких людей в нашей маленькой стране становится все больше. 

 

В начале 2016 года в Интернете впервые для Латвии была показана пропаганда исламских террористов, в которой «засветился» уже бывший руководитель Латвийского мусульманского центра культуры (ЛМЦК) Олег Петров. В ролике он отказался от своих осуждающих терроризм взглядов и призвал жителей-мусульман Латвии отправляться на Ближний Восток «биться с неверными».

 

Надо отметить, что О. Петров в Латвию вернулся в 2014 году из Саудовской Аравии, где изучал ислам и арабский язык. После возвращения он и был избран главой ЛМЦК, а летом 2015 года уехал на Ближний Восток в стан Daesh. Но по действиям О. Петрова не следует судить о всей мусульманской общине Латвии в целом. Большинство мусульман осуждают исламских террористов и их идеологию, уверены в ПБ. 

 

Чтобы не допустить участия подданных Латвии в вооруженных конфликтах, Министерство внутренних дел подготовило поправки к законодательству, согласно которым решением министра радикалам будет запрещено выезжать из страны. За нарушение запрета будет предусмотрена уголовная ответственность. 

 

Предусматривается, что срок запрета выезжать из страны будет действовать до 3 лет. Но этот запрет может быть наложен только в том случае, если спецслужбы констатируют, что конкретный человек склонен к радикализму и в его намерения входит участие в террористических организациях. Соответственно, возвратившись из зоны конфликта, этот человек может угрожать национальной безопасности внутри страны. Такие ограничения уже действуют в некоторых странах Европы.