Иначе как доверчивым или даже наивным этого человека, работника, и не назовешь. Он устроился на работу дежурным-сторожем 1 февраля 2015 года. По знакомству. Работать нужно было посменно, каждая смена – 24 часа, с 6 до 6 утра.
В обязанности входил обход территории, сбор денег с пользователей автостоянок, слежение за мониторами системы видеонаблюдения, отопление и уборка будки, в которой он сам и находился, а также уборка территории. Ему пообещали зарплату 360 евро плюс 100 евро за уборку территории. Мужчина приступил к работе. В феврале отработал 168 часов, в марте – 192, в апреле – 168. При устройстве на работу предоставил работодателю свой банковский счет для перечисления зарплаты. Но за все три месяца так ни одного перечисления и не дождался. Спрашивал у своего знакомого, управляющего, когда же будет зарплата, но тот всегда отвечал, что скоро и пока, мол, никому не выплатили. После трех месяцев работы сотрудник потерял веру в порядочность своего работодателя и перестал выходить на работу, попутно обратившись с жалобой в Трудовую инспекцию.
Проблема была еще и в том, что у него с работодателем не был заключен трудовой договор. Соответственно, не была официально оговорена ни заработная плата, ни его обязанности.
А в суд мужчина пришел, дабы принудительно взыскать со своего работодателя обещанную заработную плату за отработанные за три месяца часы, также зарплату за последующие шесть месяцев, в течение которых он все еще надеялся получить расчет, и 200 евро в качестве морального ущерба. Итого чуть более пяти тысяч евро.
К моменту судебного заседания ответчик, то есть работодатель, ознакомил суд и со своим видением ситуации. В частности, он предоставил суду подписанный истцом трудовой договор, который, как оказалось, на самом деле был, в котором мужчина обязался работать охранником на 0,25 ставки и получать за свою работу 100 евро в месяц. Эти деньги работнику были выплачены за все три месяца, что подтверждают подписанные им кассовые ордера. Работник был принят на работу на испытательный срок в три месяца, после которых он перестал приходить на работу, так что считается, что испытательный срок он не выдержал, и трудовой договор потерял свою силу. Поэтому выплачивать этому человеку зарплату еще за полгода работодатель категорически отказался. Равно как и не признал требования о компенсации морального ущерба, а жалобу истца попросил отклонить.
Истец объяснил суду, как появились доказательства в виде подписанных им же документов. С его слов, работодатель дал ему их подписать задним числом, примерно в конце мая, пообещав, что после подписания выплатит ему зарплату за три месяца. Человек и подписал. И трудовой договор на 0,25 ставки, хотя фактически работал сутками. И ордера о получении наличных в счет оплаты своего труда, хотя, на самом деле в глаза денег не видел. Вот и попал впросак.
Суд, конечно, обратил внимание на заключение проверки, проведенной Трудовой инспекцией, в котором говорилось о том, что трудовой договор между сторонами не был заключен до начала работы, как это предполагает закон. Также проверяющие установили, что работодатель неправильно вел учет рабочего времени. Но за все эти нарушения ему выписали административный штраф. А вот что касается доверчивого истца, то он своими подписями подтвердил, что соглашался работать на четверть ставки и получил за свою работу по 100 евро в месяц. Ведь, согласно предоставленному ответчиком табелю, в феврале истец отработал 56 часов, в марте – 64 и в апреле 56. Доказательств того, что он работал больше или договаривался с работодателем об ином, истец предоставить не смог. Показания ответчика и предоставленные им документы говорили против него.
А суд, как известно, выносит приговор, основываясь на фактах и доказательствах. В данном случае они были в пользу работодателя. По-человечески наивного работника понять, конечно, можно, но суд вершится из иных представлений и доводов. Формально справедливость была установлена, и иск человека, который, скорее всего, действительно три месяца отработал без зарплаты, был полностью отклонен судом. После этого случая данный человек едва ли еще хоть один документ в своей жизни подпишет, не будучи согласным с его содержанием. Но сколько еще таких доверчивых людей, готовых собственноручно создавать доказательства против своих интересов, поверив в обещания о скорой выплате задержанной зарплаты...