Обойдемся без бомбоубежищ?1

Обойдемся  без бомбоубежищ?
Война стала модной темой в СМИ. Европейцев стращают угрозой с Востока, страны вооружаются, обустраивают командные пункты и базы военного назначения, при этом, как оказывается, случись что – спрятаться простому люду некуда! 

Бомбоубежища рудиментарно «отвалились» от Гражданской обороны, как хвост у наших далеких предков, теперь вместо него у каждого свой копчик. Примерно так же с Гражданской обороной. Между тем ГО, как и раньше, предполагает наличие системы общегосударственных оборонных мероприятий, дабы защитить население и хозяйство страны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Когда-то в каждой квартире была оперативная радиоточка, и даже школьник знал, куда в случае чего бежать, как надеть противогаз во спасение, сегодня же войной или иными бедствиями активно пугают, но бомбоубежищ при этом почему-то не строят, а те, что были, давно отданы в аренду коммерческим предприятиям либо имеют вид заброшенных/затопленных подвалов. Что до противогазов, то их пережитками прошлого демонстрируют в музеях. 

 

В Даугавпилсе, в одном из бывших бомбоубежищ, на ул. Театра, обосновалась галерея «Бункер». Читала, что местные коллекционеры нашли там место и для экспозиции, посвященной советской ГО. В Латвии в общей сложности было 300 бомбоубежищ. Одно из них в мирных 1970-х построили под Рижской Восточной больницей. Здесь же мог разместиться командный пункт, соединялись все телефонные узлы, имелась прямая связь с Москвой, с латвийским правительством. Сегодня это бомбоубежище сохраняется в приемлемом виде, в бункере можно прожить какое-то время. Есть запасы воды, все системы в рабочем состоянии. Правда, койки вынесены, в бомбоубежище обо-сновался архив больницы. Но это редкий пример, у государства и самоуправлений нет средств на содержание спасительных пристанищ, на обучение ГО жителей. Вряд ли у многих получится надеть противогаз за три секунды согласно нормативу. Бомбоубежища на территории Латвии больше не поддерживаются как объекты системы ГО. Мотивация странная: в них, оставшихся с советских времен, смогли бы разместиться не более 5% жителей.

 

Мысль о том, чтобы строить новые, никому в голову не приходит. Получается, рассчитываем на мир, а не на войну? Тогда почему вопросы Гражданской обороны в последнее время на слуху? В Литве, к примеру, вышла книга «Что мы должны знать о подготовке в случае экстремальной ситуации или войны». Издание доступно в электронном виде. А в Латвии дело обстоит так: с одной стороны, представитель МИД Диана Эглите заявляет, что военной угрозы нет, что страна, реагируя на ситуацию на Украине, вместе с партнерами по НАТО провела все необходимые мероприятия для укрепления рубежей, с другой стороны, призывается не терять бдительность. Вот и с Министерством обороны похожая история – утверждается, что Латвии война не грозит, но одновременно закупается вооружение, звучит призыв вступать в ряды Земессардзе. Сегодня перед НВС страны, по сообщению министра обороны, стоит задача приобрести минометы и артиллерийские системы на шасси с гусеничным приводом. Уточняется: это не будут Panzerhaubitze, какие купила Литва, но похожие.

 

С вопросом о том, как обстоят дела с бомбоубежищами в Даугавпилсе, газета «СейЧас» обратилась к Владиславу Рускулсу, организатору ГО Даугавпилсского городского самоуправления, а в прошлом профессиональному военному, отдавшему армии более 30 лет жизни. До 2001 года В. Рускулс являлся начальником штаба 34-го батальона Земессардзе.

 

Владислав рассказал, что Центр Гражданской обороны Даугавпилса с 34 штатными сотрудниками (в основном из числа военных) и техникой ликвидирован в 1999 году. Функции этой организации переняла Городская дума с утверждением одной штатной должности организатора ГО. Кроме того, была создана комиссия по ГО в составе 33 человек, ее председателем является мэр Даугавпилса, а членами – руководители муниципальных предприятий, ГППС, Государственной и муниципальной полиции, вооруженных сил, службы охраны окружающей среды, неотложной помощи и др. Задача комиссии – заботиться, чтобы ситуация в городе оставалась безопасной для жителей, что предполагает организацию работы по ликвидации последствий паводков, ураганов, очистке Даугавы от загрязнения дизельным топливом и др.

 

«В Даугавпилсе в иное время было 40 бомбоубежищ, в которых могло укрыться 10% населения (11 610 человек). В основном они сосредотачивались в районах крупных производств, заводов. На сегодня из тех 40 бомбоубежищ осталось 18 (Latvijas Dzeļzceļš, Latvenergo, Lattelekom, Daugavpils ūdens, Siltumtīkli, DDzKSU, DRS). Но и эти 18 по большому счету только на бумаге, реально данные укрытия больше не приспособлены для нахождения в них людей продолжительное время. Ведь для этого понадобятся вентиляционные установки, электрогенераторы, отопительные приборы и прочее.  Сегодня говорить о спасении в бомбоубежищах не приходится – если громыхнет, то с учетом современного оружия это будет уже война другого уровня. Однако я в такой поворот событий не верю. В документальной хронике военных лет можно видеть кадры, как люди пережидали окончание бомбежек в метро, но в Даугавпилсе метро нет и вряд ли когда-нибудь будет. А вот план Гражданской обороны на случай катастроф в самоуправлении есть, в нем детально расписаны все вопросы, связанные с эвакуацией, снабжением продовольствием и медицинской помощью. В городе на случай техногенных катастроф установлено 8 сирен. Они срабатывают 2 раза в год в рамках плановых проверок», – говорит В. Рускулс.

 

Припомним и то, что существует Закон «О внештатной ситуации и чрезвычайном положении». О том, как действовать в той или иной ситуации, людей оповестят при помощи СМИ. При вое сирены следует включить радио или телевизор. В места, где люди не могут услышать звук сирены, отправят спецтранспорт с громкоговорителем. Торговые сети должны предоставить сухой паек и воду. Госскладов с консервами больше нет. 

 

Самая показательная система ГО у Израиля. Военное управление по защите гражданского населения в этой стране называется «Командование тылом». Штаб командования включает в себя 6 департаментов: оперативный, средств защиты, работы с населением, инфраструктуры и развертывания, коммуникации и оповещения и, наконец, бюджетный департамент. К бомбоубежищам в Израиле другое отношение – каждый израильский дом оборудован бомбоубежищем. Безопасная комната «хедер битахон» располагается в защитном столбе, проходящем через весь квартирный стояк. Все израильские многоквартирные дома, построенные после войны в Персидском заливе, оборудованы «хедер битахон», эффективность которой неоднократно доказывалась на практике. «Командование тылом» рекомендует жителям домов, не имеющих «хедер-битахон», находиться в случае бомбардировки на лестничной клетке, она более безопасна.

 

25 октября в Даугавпилсе, рядом с речкой Шуню, пройдут госучения по ГО под названием STORMEX 2016, в ходе которых будет проверена готовность служб к ликвидации последствий утечки опасных химических отходов и способность к оперативным действиям в предлагаемой ситуации. Сценарий учений обсуждался 11 октября в Даугавпилсской думе, когда «трубили» сбор специалистам самоуправления и представителям оперативных служб. Организатор учений – Государственная пожарно-спасательная служба. В учениях задействованы вооруженные силы, медики, полиция и учреждения самоуправления. Мероприятия такого уровня проводятся 1 раз в 4 года, это дорогое удовольствие, но и без них нельзя – где тогда опыта набираться?

 

В. Рускулс развернул перед газетой «СейЧас» рабочую карту города, разработанную на случай всевозможных катастроф, которые (давайте постучим по дереву!) пусть лучше не случаются. На карте наряду с прочим отмечено 12 пунктов эвакуационного сбора по разным адресам. Когда с Даугавпилсом соседствовала действующая Игналинская АЭС, у города имелись договоры с Екабпилсом, Резекне о приеме людей; в зависимости от того, куда направится ядовитое облако, было разработано три маршрута перемещения. В советские годы также существовала возможность обращения к Псковской области.

 

Признаем – опасные ситуации могут являться совершенно неожиданно, достаточно проблем и без объявления войны. 12 октября по ТВ сообщили, что в Лиепае подростками на детской площадке была разлита ртуть, которую пришлось собирать на территории почти в 400 м. При содействии соответствующих служб было собрано около 2 кг этого вещества. Ребята и не подозревали, с чем они забавляются, им было интересно смотреть, как блестящее вещество, оказавшись на земле, делилось на подвижные шарики.  Увы, выяснилось, что и в Даугавпилсе опасные забавы практикуются. Со слов В. Рускулса, в период с 2001 по 2007 год ртуть в емкостях неоднократно обнаруживалась в подвалах городских домов и гаражах. Находили ее и на территории заброшенного завода в Калкунах. Ужас в том, что дети набирали ртуть в клизмы и брызгали друг в друга, как обычной водой, к счастью, все обошлось. Тогда было изъято около 4 кг ртути. Другая находка обнаружилась на обочине дороги, где кто-то оставил банки с ртутью. Заметим, ртуть очень тяжелая, 700-граммовая банка весит около 16 кг. Самое страшное – ртутные пары. Большая и дорогостоящая проблема связывается с утилизацией ртути.

 

И последнее. В Латвии вступил в силу новый Закон о ГО и управлении катастрофами, цель – обеспечить правовую и организационную работу системы Гражданской обороны и принципы управления катастрофами. Закон уточняет некоторые формулировки; чтобы добиться однозначного понимания и избежать вариативности их интерпретации, вводятся новые понятия. Впереди – реформа структур ГО. Страну поделят на 16 территорий сотрудничества. До 1 августа 2017 года думы самоуправлений должны утвердить положение и состав комиссий по ГО на территориях сотрудничества, а до 31 декабря 2017 года – утвердить план ГО данных территорий. Если раньше планы ГО разрабатывали владельцы более чем 6 тыс. гражданских объектов, то теперь они должны будут разрабатываться лишь владельцами приблизительно 800 объектов, потенциально опасных для инфраструктуры всего государства.

 

Остальные собственники просто выполнят в случае возникновения угрозы рекомендации ГПСС: проинформируют людей, ответственные учреждения, по возможности эвакуируют с объекта имущество, окажут поддержку должностным лицам структур государства и самоуправлений. Новый закон также предусматривает возможность в случае катастрофы или ее угрозы просить международной помощи. Остается надеяться, что установки, прописанные на бумаге, в жизни применять не придется. И тут надежда на благоразумие политиков, великую милость природы и силу гимна: Dievs svēti Latviju!