Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

«Пластинки крутится диск…»

«Пластинки крутится диск…»
Недавно Латвию облетела любопытная новость: компания Mango Vinyl Press намеревается открыть в Цесисе завод по производству музыкальных пластинок. Первые экземпляры должны закружиться на проигрывателях уже в этом году.

«Производство виниловых пластинок – очень тонкий процесс, сродни искусству, и для нас важно выпускать качественный товар», – отмечала представитель компании Mango Vinyl Press Сабине Брице в интервью телеканалу LNT («900 секунд»). Владелица этой компании – Зане Курземниеце. Главными рынками сбыта «новоиспеченных» пластинок станут Евросоюз и США, где покупательский спрос явно превышает предложение. К производству пластинок будет привлечен опыт специалистов бывшей фабрики «Мелодия». 

 

На постсоветском пространстве предприятия по производству виниловых пластинок кое-где уже заявили о себе, при этом объем заказов растет, на пластинки выстраиваются очереди. Вступившие в строй производства, как указывают музыкальные обозреватели, не справляются с объемом заказов. Ажиотаж ценителей виниловых дисков распространяется и на только что открывшуюся фабрику в Тарту (Эстония), здесь также очереди.

 

Напомним, что «Мелодия», специалисты которой привлекаются к современному производству в прошлом, являлась советской фирмой звукозаписи. Всесоюзная фирма грампластинок объединяла основные фабрики грампластинок и звукозаписывающие студии, существовавшие в СССР. Московский опытный завод «Грамзапись» (МОЗГ) осуществлял производство дисков фонограмм, присылаемых из Всесоюзной студии грамзаписи и студий крупных городов СССР.  МОЗГ производил высококачественные пластинки очень маленькими тиражами, затем матрицы отправлялись на Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, где имелись большие мощности для выпуска винила. Первые в стране долгоиграющие пластинки были изготовлены здесь в 1960 году, а годом позже предприятие освоило выпуск стереофонических грампластинок. На Апрелевском со временем выпускались все известные форматы пластинок: миньоны, гранды, гиганты, а также цветные и гибкие; на 78, 33 и 45 об/мин, в том числе миньоны на 45 об/мин на экспорт и по заказу конторы «Союзинвентарь» для музыкальных автоматов «Меломан». Свою последнюю пластинку это предприятие выпустило в 1997 году.

 

Рижский ордена Почета завод грампластинок в свое время имел филиалы в Таллине и Вильнюсе. Рижская студия, располагавшая качественным оборудованием, в том числе швейцарскими микрофонами, современными на тот период пультами и магнитофонами, одна из первых в составе «Мелодии» перешла на стереофонию.

 

Примечательно, что пластинки с голосами зарубежных исполнителей продавались дороже, в цену входили затраты на приобретение лицензии. Так, пластинка с записью советского исполнителя стоила от 1 рубля 50 копеек до 2 рублей 50 копеек, с записью зарубежного – от 3 рублей 50 копеек до 8 рублей (если альбом был двойной). Зарубежные исполнители отбирались Минкультом СССР и художественным советом «Мелодии».

 

По словам Олега Грабко, гендиректора музыкальной компании «Бомба-Питер», основной потребитель винила сегодня – это мужчина от 45 лет и старше, тот, кто в свое время гонялся за пластинками по барахолкам и «толчкам», у кого сохранились проигрыватель и акустическая система. «Но и современная молодежь прогрессивного и независимого склада покупает винил», – свидетельствует Грабко. И далее обращает внимание на то, что современный винил отличается от пластинок 1970-х –1980-х годов.

 

«Сейчас модно печатать 180-граммовый винил: он качественнее по звуку. Раньше это было большой редкостью из-за экономии и стремления снизить затраты при тиражировании. И самая существенная разница: ни один завод в наше время не штампует винил с ленты, минуя цифровую переработку. Другое дело, что степень дискретизации сейчас настолько велика, что даже очень «продвинутый» специалист с закрытыми глазами может ошибиться, где аналог, а где 24-битовый цифровой сигнал. Именно поэтому виниловые эстеты предпочитают собирать старые пластинки, которые печатались с аналоговых лент, минуя цифровые каналы передачи звука», – поясняет эксперт.

 

Тот факт, что винил опять входит в моду, подтверждает: новое – это хорошо забытое старое. Выпуск на виниле поднимает статус исполнителя в глазах аудитории и медиа. Кроме того, музыканты осознают: потребители такого издания – люди с достатком, ведь средняя цена на новый винил колеблется от 30 до 100 евро. Считается, что винил более «теплый» по звуку, когда от прослушивания слух не утомляется, как от компакт-дисков. Изменилась и упаковка, ее приятно держать в руках, изучать и хранить. Но и винил имеет недостатки: это вес и габариты, скрип и трещины от неаккуратного обращения. В этой связи называют также более частотный диапазон, более сложный поиск треков и практически невозможная перезапись и копирование без специального оборудования. Однако последнее отличие – приятный плюс для авторов и издателей, т. к. отсекается массовое пиратство. Неужели возвращение подзабытого большинством из нас звуконосителя может выправить ситуацию с бесконтрольным скачиванием?

 

Думаю, в связи с тем, что мода, и, как следствие, спрос на виниловые пластинки возвращается, настала пора взглянуть по-другому на этот «музыкальный круговорот». Конечно, не каждому по карману коллекционировать современный и весьма недешевый винил. Но ведь и старые, хранящиеся на наших антресолях, дачах (или в гаражах) пластинки наделены немалой прелестью, пора сдуть с них пыль! «Если я хочу вспомнить что-нибудь, мне надо только поставить нужную пластинку, и все оживет передо мной…», – говорил Эрих Мария Ремарк.