Несмотря на усилия разных государственных институций на протяжении многих лет, уровень восприятия коррупции в Латвии далек от развитых стран Европы. Как мы уже сообщали, коэффициент восприятия коррупции в Латвии за 2016 год, согласно данным организации Trancperency Intrnational, составил 57 баллов.
По данному показателю Латвия занимает 44-е место среди 176 стран (из 197 признанных стран), которые попали в число исследования.
В свою очередь, исследования EY показали, что 58% руководителей высшего уровня как в общественном, так и в частном секторе, считают, что в нашей стране коррупция распространена весьма широко. Об этом сообщила партнер EY в Балтии Диана Кришьяне.
Как подчеркивает Диана Кришьяне, такой высокий показатель ставит Латвию в один ряд в группу высшего риска среди европейских стран. С одной стороны, результаты исследований – это просто цифры. Тем более что каким бы ни было исследование, в нем принимают участие лишь малая часть населения, те же руководители коммерческих и государственных предприятий. С другой стороны, о высоком уровне коррупции свидетельствуют многочисленные уголовные процессы, в которых фигурируют главы крупнейших государственных и частных предприятий.
Как одно из самых показательных можно назвать «дело Latvenergo», в котором фигурируют практически все бывшие руководители и их замы Latvenergo и дочернего предприятия Sadales tīkls. Напомним, что данный уголовный процесс был разделен на несколько, все они находятся в суде. По данному делу проходят 12 бывших должностных и частных лиц. По одному из выделенных из общего дела процессу суд первой инстанции уже вынес приговор нескольким фигурантам. Так, бывший вице-президент Latvenergo Айгарс Мелько был приговорен к штрафу в 130 минимальных окладов (48,1. тыс евро), а главу компании исследований рынка и общественного мнения Energy Consulting, бывшего даугавпилсского предпринимателя Андрея Ливановича – к 100 «минималкам» (37 тыс. евро). В свою очередь, бывшего технического директора крупнейшего государственного предприятия Латвии Гунара Цветкова суд оправдал. Приговор обжаловало обвинение.
Очередной коррупционный скандал связан со строительством спортивного комплекса в Сигулде. Как стало известно, в начале марта сотрудники Бюро по пре-дотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) задержали одного из сотрудников строительной компании Jurevičs un partneri, у которого изъято 10 000 евро. Однако, по неофициальной информации, размер требуемой взятки был больше. Глава строительной компании Марис Юревич комментариев по данному случаю не дает. В свою очередь, заказчик строительства председатель правления фирмы Мonum Марис Озолиньш высказал предположение, что взятка требовалась от кого-то из субподрядчиков. А их во время строительства спортивного комплекса было около 20. Сам комплекс был сдан еще в конце прошлого года, но не все субподрядчики, которые занимались внутренними отделочными работами, отчитались перед управляющим строительством. Видимо, чтобы от одного из этих субподрядчиков был получен акт о выполнении работ.
Это два примера коррупции в государственном и частном секторе. И таких примеров немало. И на самых различных уровнях. В Госполиции, Погранохране, на Таможне, в той же Земельной книге и так далее. Например, в конце февраля, БПБК начало уголовный процесс в отношении инспектора Северовидземского биосферного резервата Управления защиты среды. Инспектор подозревается в вымогательстве взятки в размере 700 евро за выдачу разрешения на реставрацию вагончика в Салацгривской волости.
Список коррупционных дел можно продолжать очень и очень долго – на все это места в нескольких номерах газеты не хватит. Но все это вкупе создает серьезные проблемы для развития экономики. Коррупция серьезно снижает эффективность экономики, уверены специалисты.
– Латвия как бы ни старалась, но в обозримом будущем не сможет достигнуть уровня развития экономики стран Западной Европы. Показатели Латвии примерно равны другим странам Центральной и Восточной Европы. Например, согласно данным исследования EY, профессионалы считают коррупцию весьма распространенной в таких странах, как Словакия (70%), Венгрия (66%), Хорватия (60%), Чехия (54%), Сербия (48%). Но самое худшее положение сегодня на Украине, где этот индекс восприятия коррупции составляет 88%, – отмечает Диана Кришьяне.
Если же говорить о развитых европейских странах, то, например, в Швеции только 4% профессионалов считают, что в этой стране коррупция весьма распространенное явление. Далее по этому показателю следуют Германия и Голландия – 6%, Бельгия, Ирландия и Швейцария – 8%, Австрия – 10%. Более высокий уровень восприятия коррупции в Норвегии – 16%, Франции – 18% и Великобритании – 28%. В свою очередь, в Португалии и Испании этот показатель равен 50%, то есть такой же, как в бывших странах советского блока. Соответственно, и уровень жизни там заметно ниже, чем в тех же Германии или Франции, не говоря уже о Северных странах.
– Наше исследование выявило не только негативные, но и позитивные тенденции. Например, три четверти респондентов заявили, что на их предприятии или в организации проводится антикоррупционная политика и соблюдается кодекс этики. Только 15% из опрошенных профессионалов считают, что жесткая антикоррупционная политика может навредить их конкурентоспособности. А вот 76% респондентов были уверены, что соблюдение стандартов этики помогло им добиться успеха. Из этого следует, что среди латвийских профессионалов отношение к процессам предотвращения и борьбы с коррупцией и мошенничеством достаточно конструктивно. Это благодатная почва, чтобы снижать коррупцию при помощи инициатив руководителей предприятий и государственных институций. И работа в этом направлении ведется. Мы видим, что в организациях активно проводятся внешние и внутренние аудиты, внедряются требования сообщать о конфликтах интересов. В результате проверок по фактам конфликтов интересов 30% сотрудников понесли наказание. Но этого недостаточно, нужно работу в этой сфере активизировать еще больше, – подчеркивает Диана Кришьяне.
Согласно данным исследования, 95% руководителей в Латвии считают наиболее приемлемыми методами борьбы с коррупцией и мошенничеством финансовые аудиты. Далее следуют такие методы, как мероприятия внутреннего контроля (86%), внутренний аудит (81%). По мнению исследователей, одним из наиболее эффективных способов борьбы с коррупцией и мошенничеством, который в Латвии пока не очень популярен, – внедрение «телефона доверия». Такие телефоны в Латвии, согласно опросу, в своем распоряжении имеют только 35% респондентов.