Согласно данным на 1 июля, среди неграждан доминируют люди в возрасте от 41 до 60 лет (129 935). Чуть меньше насчитывается пожилых людей страше 60 лет (116 857), еще меньше — от 21 до 40 лет (69 484). Сравнительно мало неграждан среди детей и молодежи (19 642).
Бывшая глава Управления натурализации Эйжения Алдермане (ЛПП/LC) считает резкий спад закономерным, так как все желающие уже получили гражданство Латвии. "Наша страна с ее гражданством не настолько привлекательна, как хотелось бы. В стране нет иммиграционной политики. Люди старшего поколения останутся негражданами, а молодежь получит гражданство только ради Евросоюза", — считает она.
С Алдермане согласен директор Института социальных и политических исследований ЛУ Нил Муйжниекс. "Кризис имеет также символическое значение. Он делает Латвию менее привлекательной. Это особенно замечают мои коллеги, которые исследуют русскоязычную молодежь. Натурализация требует ресурсов — подготовиться, приехать на экзамен, заплатить пошлину. Средств мало, и люди не уверены, что они получат гражданство. Со стороны Управления делами гражданства и миграции нет четкого послания — приходите все, мы готовы помочь. Государство не слишком охотно протягивает руку помощи", — считает он.
По мнению Муйжниекса, значительное число неграждан рассчитывает, что политические успехи "Центра согласия" позволят рано или поздно облегчить доступ к гражданству.
Оба эксперта уверены, что в течение ближайших лет число неграждан сократится незначительно. Скорее, стоит ожидать волну иммигрантов. Надо подумать, как помочь им освоить язык, традиции и историю, полагает Алдермане.